«Ну почему тебе не понятно, что задача решена неверно! – голос у внука сорвался на слезы. – Я сейчас решу заново!» «Да почему неверно? – вот это и в самом деле не ясно для меня. Раньше столь простые задачи не вызывали у ребенка затруднений. – В чем ошибка? В подсчетах?» «Нет! Нет схемы!!! И все!!! Неправильно!!!» - вот уж, действительно, загадка.
Да, схемы – настоящий бич современной начальной школы. Почему-то решение задач по математике следует начинать с составления этой мудреной картинки. Имеется методика, якобы развивающая, настаивающая на таком моменте.
Но почему-то я уверена, что данная методика писалась для коррекционных школ. Они позакрывались, так не пропадать же добру! Используем для обычных учебных заведений. Может, методика полезна для ребенка, который не имеет способностей к точным наукам, но хочет их развить. Остальных ребят такой подход тормозит.
Представьте, ученик получает задачу. Он должен:
- Прочитать условие, причем внимательно.
- Найти опорные (!) слова.
- Исходя из опорных слов, определить тему (это я про математику пишу, если что).
- Составить схему (строго по установленному образцу, менять графы и надписи местами запрещено).
- Решить задачу (если время останется, конечно).
- При записи решения не ошибиться с пояснениями.
В общем, уже на 2 пункте возможность ошибки более 70%. 3 пункт тоже вызывает сомнения. Опорные слова повторяются: «…на…больше…», «…на…меньше…», «…от…общего количества…», «…что составляет…». 4 пункт – это упражнение вообще не для средних умов. Никто из моих знакомых, имеющих высшее техническое образование, ни разу не составил ее (схему, то есть) правильно!
Но вот если от 1 пункта перейти сразу к 5, то все отлично получается. И времени занимает куда меньше. Именно так и действовала моя хитренькая внучка в начальной школе. Быстренько решала задачу, потом сочиняла некую схему (конечно, неверную) для учителя, получала свою 5, сохраняя личные нервы и эмоции родителей. Не требовались эти уроки рисования на математике, если у нее отличные логика и пространственное мышление!
С внуком не то. Он искренне убежден, что действовать требуется по раз и навсегда утвержденному алгоритму. И даже 2 балла по последней контрольной ничему его не научили. Схема была, но задача осталось нерешенной! Запутался, говорит, на опорных словах.
И что с этим делать? Я пока не знаю. Не придумала еще. Наверное, поучусь схемоделанию. Как у вас обстоят дела с зарисовками (схемами) задач по математике? Победили их, или они – вас? Пишите, делитесь эмоциями и впечатлениями!
Спасибо, что дочитали до конца. Интересно – тогда подписки и лайки! И заходите на канал еще: Старая Ворчливая Зануда вам всем рада!
Еще про школу