Найти тему
Старая Зануда

Обязательные схемы задач по математике в начальной школе: кому они помогают. Как быть остальным ученикам

«Ну почему тебе не понятно, что задача решена неверно! – голос у внука сорвался на слезы. – Я сейчас решу заново!» «Да почему неверно? – вот это и в самом деле не ясно для меня. Раньше столь простые задачи не вызывали у ребенка затруднений. – В чем ошибка? В подсчетах?» «Нет! Нет схемы!!! И все!!! Неправильно!!!» - вот уж, действительно, загадка.
Тоже ведь схема!
Тоже ведь схема!

Да, схемы – настоящий бич современной начальной школы. Почему-то решение задач по математике следует начинать с составления этой мудреной картинки. Имеется методика, якобы развивающая, настаивающая на таком моменте.

Но почему-то я уверена, что данная методика писалась для коррекционных школ. Они позакрывались, так не пропадать же добру! Используем для обычных учебных заведений. Может, методика полезна для ребенка, который не имеет способностей к точным наукам, но хочет их развить. Остальных ребят такой подход тормозит.

Представьте, ученик получает задачу. Он должен:

  1. Прочитать условие, причем внимательно.
  2. Найти опорные (!) слова.
  3. Исходя из опорных слов, определить тему (это я про математику пишу, если что).
  4. Составить схему (строго по установленному образцу, менять графы и надписи местами запрещено).
  5. Решить задачу (если время останется, конечно).
  6. При записи решения не ошибиться с пояснениями.
Бывает и так... Здесь схема не поможет
Бывает и так... Здесь схема не поможет

В общем, уже на 2 пункте возможность ошибки более 70%. 3 пункт тоже вызывает сомнения. Опорные слова повторяются: «…на…больше…», «…на…меньше…», «…от…общего количества…», «…что составляет…». 4 пункт – это упражнение вообще не для средних умов. Никто из моих знакомых, имеющих высшее техническое образование, ни разу не составил ее (схему, то есть) правильно!

Но вот если от 1 пункта перейти сразу к 5, то все отлично получается. И времени занимает куда меньше. Именно так и действовала моя хитренькая внучка в начальной школе. Быстренько решала задачу, потом сочиняла некую схему (конечно, неверную) для учителя, получала свою 5, сохраняя личные нервы и эмоции родителей. Не требовались эти уроки рисования на математике, если у нее отличные логика и пространственное мышление!
Тоже схемы. Но в свободной форме
Тоже схемы. Но в свободной форме

С внуком не то. Он искренне убежден, что действовать требуется по раз и навсегда утвержденному алгоритму. И даже 2 балла по последней контрольной ничему его не научили. Схема была, но задача осталось нерешенной! Запутался, говорит, на опорных словах.

И что с этим делать? Я пока не знаю. Не придумала еще. Наверное, поучусь схемоделанию. Как у вас обстоят дела с зарисовками (схемами) задач по математике? Победили их, или они – вас? Пишите, делитесь эмоциями и впечатлениями!

Спасибо, что дочитали до конца. Интересно – тогда подписки и лайки! И заходите на канал еще: Старая Ворчливая Зануда вам всем рада!

Еще про школу

Вот

Снова

Еще

Мой Инстаграм (сад-огород, но кто-то тоже в теме)