Найти тему
Shmandercheizer

Проблемы с календарями #4

Календари - крайне интересная и запутанная тема в истории человеческой мысли. Календарей и летоисчислений было огромное множество, при этом большинство из них, решая одни проблемы, порождали другие. И отзвуки поиска лучшего календаря до сих пор касаются нас, хотя часто люди и попросту не знают об этом. В четвертом тексте цикла поговорим о реформаторских календарях.

Итак, мы выяснили, что календари часто были неточны, ведь простые и удобные числа – не лучший советчик в этом деле. Так египтяне в свое время создали довольно простой календарь. В нем было 365 дней: 12 месяцев по 30 дней, плюс еще 5 особых дней в конце года. Однако из-за разницы в четверть суток уже через 4 года 1 число месяца тота приходилось не на день весеннего равноденствия, а на сутки раньше. Жрецы быстро заметили это, но ничего предпринимать не стали: ведь движение солнца – это воля бога, значит ему так надо. Поэтому у египтян за 1460 лет началом года успевал побывать каждый день каждого сезона. Впрочем, остальных подобные вещи сильно смущали.

При этом многих экспериментаторов с календарями привлекал именно подобный вариант. Солнечным египетским календарем вдохновлялся Пьер Сильвен Марешаль – автор проекта для революционной Франции. Почти без изменений он был введен декретом Конвента 22 сентября 1792 года. Неделя была заменена декадой, а месяцы (по предложению Фабра д`Эглантина) были названы в честь природных явлений. Также и советский революционный календарь предполагал 360 табельных (рабочих) дня с 5ю всеобщими праздничными. Спору нет, 360 дней – ровная цифра, особенно если ввести пяти/десятидневную неделю (что и было сделано), но не отменяющая необходимости как-то регулировать високосы. Занятно, что одним из ключевых мотивов такой системы считалась экономия: нет нужды издавать новые календари, ведь числа месяцев приходятся всегда на одни и те же дни пятидневки.

-2

Революционные правительства вообще регулярно покушались на семидневную неделю, видя в ней едва ли не оплот религии. Одним мешало воскресенье и образ творения из Библии, другим вавилоно-халдейское наследие в виде священной семерки и имена языческих богов в названиях. Правда, приводило это часто к хаосу. Особенно подустали граждане в Советской России: в сентябре 1929 года была введена непрерывная пятидневка, в конце 1931 года была заменена на шестидневку, а в 1940 году вернулись к семи дням.

По проекту 1929 года дни имели не названия, а цветовой код: жёлтый, зелёный, розовый, красный и фиолетовый. Непрерывность такой недели обеспечивалась так: у каждого рабочего был свой код, поэтому в свой день он отдыхал, а остальные 4 дня работал. Система была дико непопулярной, особенно из-за проблем от несоответствия кодов с супругами, членами семьи, друзьями. При этом, однако, каждый трудящийся имел 72 выходных дня в год, что и сочли роскошью. С вводом шестидневки дни отдыха сокращались ровно до 2х месяцев в год. Впрочем, у людей, которые сегодня работают по субботам – еще меньше, 52 дня (пятидневка дает уже 104). Шестидневка 1931-40х годов также не удосужилась придумать названия для дней, они просто назывались «n-ый день шестидневки».

-3

Что касается недели, то история человечества знает и много других вариаций. Римляне до юлианского календаря в экономической и политической жизни использовали нундины – цикл из восьми дней, обозначаемых буквами от A до H. Конголезцы и некоторые соседние племена создали неделю под нужды лунного календаря: каждый месяц содержал по 28 дней или 7 недель по 4 дня (правда даже с 13 месяцами им приходилось добавлять безымянный день).

Ну а, пожалуй, самый необычный пример – это календарь Майя. У майя было два цикла по 13 и 20 дней (можно сказать что это неделя и месяц), которые вместе давали полный оборот в 260 дней, называвшийся тцолкин. При этом тцолкин имел чисто религиозный смысл, а в обычной жизни использовался солнечный календарь хааб. Хааб тоже отталкивался от 360 дней, он делил год на 18 месяцев по 20 дней, а оставшиеся 5 дней помещал в 19 несчастливый месяц Вайеб (обычно приходится на рубеж марта и апреля). Еще одной занятной особенностью хааба было наличие нулевого дня: дни месяца внутри нумеруются от 0 до 19. Собственно, все спекуляции на тему конца света по майя и ацтекам строятся на комбинациях 13-, 18- и 20-ричных систем, которые называли «длинный счет». Например, каждые 1872000 дней (20*18*20*20*13 или 5125 лет и 4 с половиной месяца) начинается новая эра. Мы сейчас живем в Эре Пятого Солнца, однако переходы между эрами не означают конца света, а лишь риск серьезных кризисов.

Пожалуй, напоследок стоит еще немного написать о Французском республиканском календаре. Хотя он и просуществовал чуть больше 12 лет (и Наполеон прекратил это безобразие с 1 января 1806 года), его пример кажется довольно интересным сразу в нескольких отношениях.
Первый проект появился еще до революции – в «Альманахе честных людей» Марешаля 1788 года. Наиболее примечательным ходом его календаря была попытка выбросить все намёки на религию. По примеру египтян он описывал 12 месяцев по 30 дней с декадами вместо недель (с одним выходным на десятый день – декади), а дополнительные 5 дней предлагал сделать национальными праздниками, посвященными Любви, Бракосочетанию, Признательности, Дружбе и Великим людям. Читая этот проект, сразу начинаешь понимать откуда взялась идея позитивной религии Человечества Огюста Конта.

-4

Жильбер Ромм, который активно топил за введение этого календаря в Конвенте (что и произошло с 22 сентября 1792 года или 1 вандемьера 2 года республики), однако заменил символику праздников. Свободные дни были названы «санкюлотидами», в честь обидного прозвища черни, которое революционеры сделали своим именем. Эти дни шли один за другим в конце года (17-21(22) сентября). «Бесштанные дни» посвящались Добродетели, Гению (науки, искусства, ремесла), Труду, Мнениям (общественное мнение и суд), Наградам. Цикл високосов назывался Олимпиада, а последний длинный год Франсиада, в нем празднуется дополнительный день Революции.

При этом начало года подстраивалось под местную географию: Парижская обсерватория должны была регулярно уточнять его, так чтобы 1 вандемьера приходилось на день осеннего равноденствия на долготе Парижа. Стоит отметить, что, дорабатывая республиканский календарь, ученые пришли к системе Хайяма: високосные годы объявлялись по системе 8 на 33 (високосными успели побывать 3-й, 7-й и 11-й годы Республики).

На пару с Роммом в проекте поучаствовал поэт-монтаньяр д`Эглантин. Именно он придумал псевдо-народные называния для месяцев. Осенние получили название в честь винограда, туманов и изморози (вандемьер, брюмер, фример). Зимние посвящены снегу, дождю и ветру, хоть и звучат как заболевания (нивоз, плювиоз, вентоз). Весна разделила прорастание, цветение и луга (жерминаль, флореаль, прериаль), а лето связалось с тематикой жатвы, зноя и плодов (мессидор, термидор, фрюктидор). Луи Лафитт затем сделает визуальное воплощение этих месяцев. И не отставая от церковных святцев, каждому дню был назначен свой «покровитель», дающий дню его имя: орудие труда (10, 20 и 30й дни месяца), животное (5, 15, 25 дни) или растение, реже минерал (для остальных). Так по этому календарю я родился 6 фрюктидора в день туберозы. Несмотря на отвратительное название, это цветок с очень приятным, сладким ароматом. Хотя если бы подобный символизм на что-то указывал, то мне следовало бы родиться на 3 дня позже в день Réglisse. Можете сами посмотреть в Вики куда попали бы ваши дни рождения.

Но это все мелочи по сравнению с тем, что Конвент пытался вслед за декадами вместо недель ввести новый стандарт времени. По просьбе революционного правительства ученые создали несколько экземпляров механических часов: на их циферблате было 10 часов. Часовая стрелка проходила за сутки полный круг (то есть час был равен 2,4 наших), а минутная стрелка 10 оборотов вместо 24х. В отличие от эталонов метра и килограмма (введены в 1799) реформа часов не прижилась, скорее напротив, вызвала еще более сильные брожения среди умеренных и жирондистов. В самом деле, ребята брали власть не для того, чтобы ломать все устои и жить в хаотическом светлом будущем. Кстати, в будущем республиканский календарь вернётся в период Французской коммуны, но продлится всего пять недель (с 18 марта по 28 мая 1871 года).

Несмотря на все это, лично мне нравится идея связать погоду и календарь, чтобы называть мрачную осень «нашими брюмерами» или читать у Саши Соколова строки «обернуться знобящим дождем Брюмера и повиснуть над бутафорским хламом предместья». Собственно, брюмер только приближается, ну а для республиканского календаря он стал началом конца – 18 брюмера в ходе переворота Наполеон установит Консулат и начнет возвращать часть прежних порядков (в том числе возвращение григорианского календаря в уже имперский период чтобы примириться с Папой).