Очень удивились, когда разбирали с ребенком домашнее задание по ОБЖ. Параграф про то, что делать, если вдруг оказался один в лесу. Для нас актуально, так как в лесах бываем часто. Да и вообще тема жизненнее некуда. Всевозможные леса, рощи, лесопарки – излюбленные места любителей пикников, грибников, туристов. И дети в них оказываются не реже, чем взрослые. Уж что-что, а потеряться в чаще запросто может любой...
Почитали учебник, и поняли, что даже если выучить все написанное наизусть, потерявшегося ребенка эти указания, скорее, с толку собьют.
Нет, там много интересного для робинзонов-любителей:
- как разводить костры трением палки о палку или высечением искр,
- как подавать сигнал самолету с помощью зеркальца,
- как определять стороны света по росту мха на деревьях, форме муравейников, звездам.
В общем, все для ситуации, если вы потерпели крушение посреди сибирской тайги. Но бесполезно если, скажем, отправился с приятелями в ближайший лес и заблудился.
Неужели ситуация недостаточно экстремальна? Но ведь случаев, когда «пошел на часок в ближайший лесок, а обратно выбраться не можешь» гораздо больше, как и шансов, что в такой ситуации окажется ребенок. Некоторые и в городском лесопарке потеряться умудряются.
Особенно впечатлила задача в начале параграфа (учебник, кстати, за 6 класс): «Представьте, что вы попали в аварию на лесной дороге, на большом расстоянии от населенных пунктов…» и дальше описывается, как оставлять записки с указанием направления, куда пошел, как выбирать ориентиры для движения, чтобы не сбиться с маршрута. И нигде не сказано, что следует оставаться на дороге, это повысит шансы, что вас найдут. Наоборот, подразумевается, что с дороги нужно ломануться куда-то в лес, напрямик. Зачем? Чтобы окончательно потеряться? Чтобы вас «веселей» было искать?
Стоит признать, что логичные вещи в учебнике тоже есть. Например:
- Прислушаться к шуму вокруг (железнодорожных путей, дороги, реки и идти на звук).
- Выйти на возвышенность и оглядеться. Холм – отличный вариант, а вот дерево – экстремальный.
- Идти по просеке.
Но нигде ничего о том, что нужно позвонить спасателям или хотя бы родителям. Сейчас, по крайней мере, в средней полосе России даже в лесной глуши какая-никакая связь имеется. Понимаю, что школа отстала от жизни и, когда писали учебники, сотовых и смартфонов еще не было.
Вопрос в том, почему информацию про экстренные линии и ориентацию по навигатору в телефоне, а не по положению солнца на небе не добавляют при переиздании учебников?
Что думаете?
Полезно? Интересно? Мы старались для Вас!
Лайк, подписка, комментарий – лучшая поддержка!