Продолжаю копаться в теме женского рабства в эпоху Османской империи. С разбором некоторых показательных моментов в "Великолепном веке".
Шехзаде Мустафе во время его пребывания в Манисе судьба послала романтическое знакомство. Молодой человек раньше вступал в контакты с девушками исключительно на территории своей спальни и не представлял, что отношения с прекрасным полом могут начинаться как-то по-другому.
Юная гречанка по имени Елена была прекрасна и непосредственна, аки лесная нимфа. И наш шехзаде влюбился, ибо ничто человеческое ему не чуждо. Для полного счастья оставалось соединиться с возлюбленной душой и телом.
Замуж в счёт уплаты долга
Соединиться им удалось не сразу, а спустя некоторое время. Мустафа к тому моменту успевает узнать, что девушка - из бедной крестьянской семьи, что на хлеб она зарабатывает ковроткачеством и что её родители имеют огромный долг перед местным торгашом Аббасом. В счёт этих самых долгов они и намерены выдать дочь замуж за "кредитора" - злобного, отвратного старика.
Нормальная, видно, практика поддерживалась у свободных греческих семей - отдавать дочерей в счёт погашения долгов. Пусть это и называется условно "замуж". Правовой статус такой жены при муже-покупателе предсказуем. Фактически Елена попала бы в рабство к Аббасу, и она это, похоже, понимала.
Благородный султанский сын Мустафа выплачивает Аббасу все долги Елениных родичей и увозит девушку к себе во дворец.
И вовсе не потому, что он не представлял себе масштаба последствий. Очень даже ясно представлял. Просто не учёл, что хитрые греки могут подложить ему свинью.
Греческие козни
Мустафа полагал, что, выплатив Аббасу долги, он в прямом смысле слова купит Елену. Ведь "бедная, но порядочная" греческая семейка собиралась изначально провернуть сделку с переуступкой прав на дочь этому ростовщику. Шехзаде проблемы здесь не видел: есть долги, есть девочка, я даю деньги и спасаю вашу за... репутацию, вы мне взамен - девочку. Которую и так собирались пустить в расход.
Но тут выясняется, что девочка не продаётся. Она у нас свободная, видите ли. Её нельзя просто так взять и привезти в гарем.
Папенька прекрасной нимфы смекнул, что шехзаде - рыба жирная, к тому же молодая и не шибко сообразительная. Поэтому стал продавливать тему никяха. Ну, а вдруг получится? Ничего же не теряем! Если же дело выгорит, - это ж какой профит! Тут тебе и деньги, и почёт, и до конца жизни будешь как сыр в масле кататься.
Вообще-то он вполне мог девочку продать. В обычные наложницы. И никакая "свобода" не помешала бы, потому что в конечном итоге всё решала лишь родительская воля.
Сама Елена это косвенно подтверждала своими словами. Во время первой встречи с Мустафой (ещё не зная, кто перед ней) девушка едко отзывается о шехзаде, приехавшем в санджак. И произносит примерно следующее: "В нашей деревне все девушки мечтают попасть в гарем к шехзаде, только о нём и говорят".
Вопрос залу: каким образом собирались попасть в гарем османского наследника простые девушки-крестьянки из деревни, если они все - свободные дочери свободных христиан (греков)?
"Прынц" и принципы
Мне кажется, тут возможен только один вариант: продажа дочерей родителями. Если девушка продавалась отцом (дети по нормам того времени принадлежали родителям), то она могла стать рабыней.
Глупенькие подружки Елены мечтали, чтобы их продали династийному турку, - думали, что будут жить у него сыто, богато и беспечально.
В сериале про Кёсем тоже есть намёк на продажи такого типа: Анастасию похищают прямо из родного дома, а отцу дают мешочек с деньгами - выкуп за дочь.
Так что Мустафа наверняка знал о подобном явлении. Не зря же они с Еленой обсуждали девушек, мечтавших оказаться в его гареме.
Он надеялся, что родители возлюбленной будут от счастья прыгать до потолка - ведь он вытащил их из долговой ямы.
Впрочем, если бы они заикнулись о дополнительных деньгах за свою кровиночку, шехзаде не пожадничал бы.
Но они заикнулись о никяхе. И тут прынц понял, что просчитался.
Он честно изобразил готовность к свадьбе.
Потом получил вразумление от матушки, да и с отцом-султаном пришлось объясниться. На тему моральных принципов.
Никяха не случилось.
Самостоятельной покупкой девушек шехзаде с тех пор тоже больше не занимался.