Сегодня слово "судок", которое довольно часто встречалось в лексиконе советского человека, практически совсем вышло из употребления. Пройдет еще немного времени, и что слово, что предмет, которое оно обозначает, можно будет смело добавлять в различные викторины в стиле "современное поколение никогда не угадает, что изображено на этом фото".
Но что интересно, большинство людей, чье детство пришлось на 70-90-е годы, и которым приходилось в своей жизни слышать это слово, тоже далеко не всегда разбираются в тонкостях использования судков, а многие даже и не подозревали, что за этим названием могут стоять совершенно разные предметы.
Тем, кому приходилось иметь дело с советским общепитом в виде столовой пионерлагеря, пансионата или санатория, скорее всего, первое, что придет в голову - это алюминиевые и стальные емкости для переноски пищи. Это были такие "ведерки" с ручкой, крышкой и иногда - запирающим устройством; они могли быть одинарными, двойными или даже тройными, но назначение у всех было одинаковым: доставить свежеприготовленную еду из точки А в точку Б.
Но существовала и другая разновидность судков - "столовая" версия. И о том, что этим же словом, которым обозначались вышеупомянутые "ведерки", назывались еще и художественно оформленные гарнитуры для специй, почему-то мало кто знал. Но, с другой стороны, почему кому-то пришло в голову назвать красивую столовую принадлежность, часто используемую в качестве сувениров, "судком" - тоже остается непонятным. Но факт остается фактов: в официальной торговой номенклатуре эти гарнитуры имели такое вот неблагозвучное название...
Столовые судки могли состоять из двух, трех, четырех и даже больше предметов, но всех их объединяло художественное оформление и обязательное наличие гнездовой подставки или хотя бы симпатичного лотка/подноса. Материалы для изготовления таких гарнитуров были самыми разными: стекло, пластмасса, фарфор и фаянс, часто использовалась металлическая фурнитура.
Наверняка, у многих дома сохранились отдельные предметы из подобных стеклянных гарнитуров. Сами флаконы обычно были выдувными с рельефным орнаментом, установленные на стеклянные прессованные подставки. Горловины солонок и перечниц имели резьбу (правда, например. на моей солонке она почти стерлась, поэтому солить что-либо нужно очень осторожно: в любой момент крышечка может упасть и вся соль окажется в тарелке).
Стеклянные флаконы для уксуса и масла были еще красивее: как и у духов того времени, они имели притертые пробки с красивой фигурной головкой. Некоторые из таких стеклянных гарнитуров отделывались алмазной гранью, и это было по-настоящему красиво.
Фарфоровые и фаянсовые столовые гарнитуры были как формованные, так и литые. Но, в отличие от стеклянных, солонки и перечницы делали цельными, с выпуклой перфорированной верхушкой и отверстием в донышке, закрываемым пробкой. У емкости для горчицы крышечки, как правило, были съемными, с обязательным вырезом для миниатюрной ложечки.
Вообще, все, что касалось нюансов производства, в том числе и качества готовой продукции, удивляет своей дотошностью: например, те гарнитуры, у которых резьба на горловинах солонок и перечниц была нечеткой, считались браком.
Отслеживалась устойчивость каждого предмета на подставке; ложечки и пластмассовые флаконы не должны были вступать в реакцию с уксусом; металлические крышечки полагалось делать исключительно из нержавеющей стали.
Возможно, именно это внимание к деталям и качеству производства позволило многим гарнитурам времен СССР дожить до наших времен и узнать, что назывались они, оказывается, "столовыми судками" :)
****************************************************************
О кухонных машинах, которые умели натирать полы и сверлить отверстия