1. В соответствии с п. 1 ст. 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ, далее – СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – ФЗ №Об опеке и попечительстве») обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также СК РФ.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства (далее - ГК РФ) о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п.п. 1 и 2 ст. 152 СК РФ).
Следовательно, предмет договора о приемной семье, а также его субъекты (приемные родители и орган опеки и попечительства) находятся вне сферы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, определенных ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).
1.1. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс (ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 5 ТК РФ).
Изложенное относится не только нормам ГК РФ, СК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве», регулирующим отношения, возникающие в связи с созданием приемной семьи, но и к положениям других законодательных актов, в частности, к положениям Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О занятости населения»), регулирующим вопросы государственной политики в области содействия занятости населения.
2. Работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются государственные гарантии, а именно:
в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения (ч. 1 и ч. 3 ст. 318 ТК РФ).
2.1. Необходимо иметь в виду, что гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (ч. 1 ст. 164 ТК РФ) В частности, нормами ст. 318 ТК РФ государство гарантирует работнику реализацию конституционного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также права на защиту от безработицы (п. 3 ст. 37 Конституции РФ), в силу чего эти нормы имеют приоритет над другими нормами ТК РФ, поскольку их реализация не зависит от волеизъявления других субъектов данного правоотношения (участников трудового договора).
Реализация указанной государственной гарантии обусловлена двумя обстоятельствами: 1) 14-дневным сроком обращения работника в орган занятости населения и 2) отсутствием трудоустройства в течение трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения и не поставлена в зависимость от получения уволенным лицом каких-либо вознаграждений, в том числе вознаграждения по договору о приемной семье, даже, если в соответствии с ст. 2 ФЗ «О занятости населения» такое лицо будет считаться занятым. Понятия «занятость» и «трудоустройство» не идентичны.
Вознаграждение приемного родителя по договору о приемной семье не препятствует нетрудоустроенному работнику в получении среднего заработка за первый и второй месяцы со дня увольнения. В той же мере получение данного вознаграждения не является основанием для признания такого работника трудоустроенным, и не может служить препятствием для получения среднего заработка в течение последующих трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.
3. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (п. 1 ст. 152 СК РФ). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п. 2 ст. 152 СК РФ).
Договор о приемной семье должен содержать сведения, в т.ч. о сроке действия такого договора, а также основания и последствия прекращения такого договора (п. 1 ст. 153.1 СК РФ). Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин, в т.ч. таких, как изменение семейного или имущественного положения (п. 2 ст. 153.2 СК РФ).
3.1. Таким образом, к моменту принятия органом службы занятости населения решения о выплате среднего заработка в порядке ч. 3 ст. 318 ТК РФ договор о приемной семье может быть прекращен по инициативе приемных родителей в виду изменения их имущественного положения либо изменен по соглашению сторон в виду отказа приемных родителей, в т.ч. временного, от получения такого вида обеспечения приемной семьи, как вознаграждение приемных родителей.