Найти в Дзене
Берега Невы

Разработаны требования к страховкам, которые продаются вместе с потребительскими кредитами

Центробанк решил установить одинаковые требования к полисам страхования жизни и здоровья заёмщиков, а также к раскрытию информации об условиях договора страхования. Опубликован проект Указания Банка России.

Как отмечают в ЦБ, необходимо прекратить негативные практики, которые на данный момент широко используются участниками рынка. В частности, злоупотребления на стадии продажи страховки и на стадии исполнения договора.
Этот вид страхования характеризуется крайне низким уровнем выплат и высоким процентом отказов в выплате. При этом страхование жизни и здоровья заёмщиков занимает 2 место по сборам после инвестиционного и накопительного страхования жизни.

Мы уже не раз писали о недовольстве граждан, которые при досрочном погашении кредита не могут вернуть часть страховой премии. И отказаться от страховки банк тоже не позволяет. Точнее, позволяет, но в этом случае предлагает более высокую процентную ставку по кредиту или меньшую сумму. А иногда и вовсе отказывает в выдаче кредита.

Помимо того, страховка иногда начинается действовать только через определенный срок после заключения договора, что также не совсем справедливо, ведь заёмщик заинтересован в действии полиса с момента получения кредита. Если и другие злоупотребления, отмечали в ЦБ.

Указание Банка России предполагает:

  • расширить минимальный набор страховых случаев (смерть, инвалидность), например, предусмотреть потерю работы;
  • перечень исключений из страхового покрытия допускается расширить только случаем смерти в состоянии опьянения, либо если заёмщик сообщил недостоверные сведения о наличии у него заболеваний.

Кроме того, прописывается стандартная процедура заключения договора на страховку и получения выплат:

  • заявления в адрес страховщика могут подаваться через банк, в котором заключается договор потребкредита;
  • страховка должна начинать действовать сразу после уплаты первого взноса;
  • выплаты не должны быть меньше размера кредита;
  • срок получения выплаты не может быть более 30 дней;
  • выплаты будут осуществляться на основании закрытого перечня документов, подтверждающих наступление страхового случая.

Также в ЦБ настаивают, что страховщики должны раскрывать ключевую информацию о страховом продукте в доступной форме, чтобы человек мог оценить целесообразность приобретения страховки.

ЦБ уже неоднократно выпускал рекомендации в адрес банков, касающиеся этой сферы. Однако, видимо, кредитные учреждения рекомендациям не вняли, продолжая навязывать страховки.

Международная конфедерация обществ потребителей недавно провела исследование — участники пытались взять кредит в 10 крупнейших банках (надо бы в 13 системно-значимых). Во всех потребовали купить страховку.
В конфедерации отметили, что банки включают страховку уже на стадии предварительного расчёта кредита. А заёмщику об этом становится известно только после соответствующих вопросов. Соответственно, сумма кредита увеличивается, либо заёмщику выдают меньше денег, потому что всё равно вычитают стоимость страховки.
В КонфОП заявили, что это способствует дальнейшему распространению навязывания услуг и предложили.

На прошлой неделе состоялась встреча представителей Банка России с представителями банков. Последних предупреждали об этой и других неприемлемых практиках в области потребительского кредитования:

  • игнорирование требований об ограничении предельных значений полной стоимости кредита;
  • недобросовестные продажи инвестиционных продуктов;
  • навязывание дополнительных услуг, в т.ч. через дистанционные каналы;
  • невключение в расчёт суммы страховки или дополнительной услуги, от которых зависит ставка по кредиту или которая оплачивается за счёт кредита;
  • заключение дополнительного соглашения, повышающего размер ставки;
  • выдача под видом кредитов кредитных карт с лимитом, предельные значения полной стоимости кредита по которым выше, т.е. переплата будет больше;
  • реализация «добровольных» допуслуг, не влияющих на условия кредита, но от которых нельзя отказаться.

В ЦБ считают, что на саморегулирование банков надежды не осталось, поэтому приходится усиливать регулирование и надзор как основные инструменты настройки бизнес-моделей участников рынка.

Хотим обратиться ваше внимание, что российские банки в августе предоставили рекордные 1,82 млн. потребительских кредитов за всю историю наблюдений с 1991 года, сообщили в Объединённом кредитном бюро.

А по сообщениям ЦБ, за 6 месяцев 2021 года рынок микрофинансовых организаций вырос на 7%, до 287 млрд. рублей — произошло увеличение онлайн-займов и среднего размера займа.

Доля онлайн-займов в выдачах увеличилась до 81% в краткосрочном сегменте и до 37% в долгосрочном сегменте. Показатели рентабельности капитала в целом по отрасли восстановились до уровней до начала пандемии.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.