Историю о выдающемся полководце и неудачнике в делах сердечных Александре Васильевиче Суворове нет резона начинать в другом месте.
В каких-то 30 километрах от Москвы на одном берегу канала имени Москвы стоит то малое, что уцелело от усадьбы Рождествено-Суворово.
На противоположном берегу Пестовского водохранилища лежит в руинах имение князей Прозоровских.
Не будем никому льстить, Александр Суворов не был "украшением любой гостиной или бальной залы", его искренней и верной любовью была военная служба.
Сыну было уже за сорок, когда Суворов-старший, тоже генерал, человек суровый и добившийся всего в жизни без протекций, предпринял последнюю попытку женить наследника.
Василий Иванович Суворов: родился в семье писаря, крестник Петра I, у которого и начал службу денщиком и переводчиком, дослужился до генерал-аншефа и прочее, и прочее...
Будучи человеком дисциплинированным, глубоко религиозным и, разумеется, почтительным сыном, младший Суворов ответствовал: "Меня родил отец, и я должен родить, чтобы отблагодарить отца за мое рождение."
Пока немолодой, но славный вояка не передумал, свахи принялись искать невесту.
Суворовы не были особо родовиты, но увенчанный славой и не проигравший ни одной битвы Александр Суворов не бедствовал, а княжеский род Прозоровских к тому времени поиздержался.
Альянс казался взаимовыгодным, правда, невеста была лет на двадцать моложе суженного, но такое не диво и сегодня.
Не станем вдаваться в хитросплетения их судеб, брак был непростой: заполучив такОго мужа, а заодно и положение в свете, молодой Варваре Суворовой хотелось блистать в обществе.
Супруга же вполне устраивал привычный ему суровый казарменный быт.
Рождествено-Суворово
В XVI века село Рождествено-Михайлово значилось как пустошь, а с 1678 года земли стали вотчиной князей Барятинских. Век спустя в 1773 году имение приобрел генерал-аншеф Василий Иванович Суворов. Тогда же оно получило новое название.
От бывшей усадьбы Суворовых, которую отец будущего генералиссимуса купил у князей Барятинских незадолго до своей смерти, почьи ничего не осталось.
Предполагается, что усадебный дом стоял на возвышенности напротив церкви, на том месте, где сейчас располагается респектабельный коттеджный поселок со шлагбаумом, а ранее была сельская школа.
Впрочем тот дом сгорел еще при наполеоновском нашествии. Решив его не восстанавливать, внук знаменитого полководца светлейший князь Александр Аркадьевич Суворов в конце XIX века имение продал.
А вот церковь в Рождествено-Суворово стоит еще со времен князя Барятинского. Она уцелела и во времена французского нашествия, и позже, в годы Великой Отечественной войны.
Да, потеряла она "родные" кресты на куполах, была конюшней при Советах, подверглась серьезной реставрации, но все еще стоит, и мне она показалась намоленной.
Что мы хотели здесь увидеть?
В склепе Рождественской церкви похоронен отец великого полководца - не факт, что останки его уцелели, но снаружи, на одной из стен храма плита: "Здесь покоится прах генерал-аншефа Василия Ивановича Суворова, умершего 15 июля 1775 г."
Рядом саркофаг из белого мрамора, поставленный отцу почтительным сыном и будущим генералиссимусом.
Не ищите подвоха или противоречий. Почему саркофаг/гробница снаружи, а раньше речь шла о склепе?
Саркофаг этот всегда был пуст - это кенотаф, своего рода символическая могила, памятник с гербом старшего Суворова.
Стоял ли он в церкви над склепом или изначально здесь, не известно.
Чему удивляться, если даже точной даты рождения Александра Васильевича Суворова ни один историк вам не назовет, разброс в три года.
Недалеко от церкви памятник самому Александру Суворову, он появился в Рождествено в 2011 году. Казалось бы, и усадьбы давно нет, и музей устраивать негде, но она продолжает жить своей тихой, скромной жизнью.
Накануне поездки нам было известно, что кроме надгробия отца Суворова, мы увидим здесь последнее пристанище четы Федоровых: знаменитого на весь мир офтальмолога Святослава Федорова и его супруги.
Здесь же лежит и один из самых харизматичных и "несоветских" по внешности актеров - Александр Пороховщиков, блестяще сыгравший главную в своей жизни роль, наложившую отпечаток на жизнь настоящую.
У всех здесь непростые судьбы, хотя... Федоров был и любим, и богат, и в свои 73 года востребован как профессионал. Не так уж и плохо.
Мне тогда подумалось, какой же щедрый на таланты этот кусочек мытищенской земли, но ничего подобного.
Суворовы эти земли купили, Федоров построил в паре километров отсюда реабилитационный центр Института микрохирургии глаза. Пороховщиков здесь и вовсе оказался случайно, воспитанный в одиночку властной матерью, лежит теперь рядом с ней. Даже небытие разорвать этот круг не смогло.
Мытищинский район по нынешним временам - ближайшее Подмосковье, поэтому усадьбу Никольское-Прозоровское, принадлежавшее отцу Варвары Суворой, в девичестве княжны Прозоровской, решено было посетить в тот же день.
Вот там осталось, на что посмотреть. Да, усадьба лежит в руинах, но представить как хороша она была, оказалось легко.
Всем счастливых дорог!