Найти в Дзене
Кино Mail

Российское кино, покорившее мир в 2021 году. Часть II

Оглавление

Мама, я дома

Владимир Битоков — уже третий выпускник сокуровской мастерской, приоткрывающий западной публике дверь в кавказскую действительность. В этом году на Венецианском кинофестивале показали его вторую картину «Мама, я дома» о водительнице автобуса из Нальчика, которой сообщают о том, что ее сын погиб в Сирии. Ксения Раппопорт впечатляюще убедительна в роли безутешной матери, всеми силами добивающейся правды, а аккомпанирующий ей Юра Борисов уже в который раз подтверждает свою заявку на статус главного актера года.

Нуучча

-2

На протяжении последних лет Республика Саха исправно поставляет на фестивальный рынок кино, завораживающее своей самобытностью. В прошлом году якутское «Пугало» Дмитрия Давыдова произвело фурор на «Кинотавре», завоевав главный приз, а в этот раз наивысший балл от кинокритиков и приз за режиссуру заработала лента Владимира Мункуева «Нуучча» — напряженная психологическая драма о потерянном мире, разворачивающаяся в суровой тайге.

Море волнуется раз

-3

Юные Коля и Саша наслаждаются беззаботным летом, пока вокруг них происходит что-то странное и чудесное. Николай Хомерики вернулся из большого плавания по коммерческому кино в авторское — и, кажется, не зря. Залитая солнечным светом чувственная история неожиданно для всех (включая самого режиссера) победила на «Кинотавре», а актерские начинания дебютировавшей Ольги Бодровой жюри поддержало наградой за лучшую женскую роль.

Купе номер 6

-4

Финско-российская мелодрама «Купе номер 6» — рассказ о двух одиночествах, которые встретились в поезде, следующем в Мурманск сквозь холод и зимнюю грязь. Здесь, в тесном купе под тусклым светом находят тепло и близость герои, изголодавшиеся по человеческим отношениям, — финский археолог Лора и шокирующий ее Леха, гоповатый шахтер в аутентичном исполнении (как вы думали кого) Юры Борисова. Гран-при жюри Каннского кинофестиваля-2021.

Дело

-5

Опубликовав в соцсетях сатирический пост, разоблачающий мэра провинциального городка, профессор литературы оказывается под арестом. Алексей Герман-мл. создал политическое киновысказывание, изобразив на большом экране абсурдную реальность таких вот «дел», поверить в которую помогают живые и убедительные герои, воплощенные звездами первой величины — от Светланы Ходченковой и Анны Михалковой до Александра Паля и Саши Бортич.

Ничья

-6

Депрессивная история о юной девушке, окруженной насилием, злобой и равнодушием, хотя и довольно привычна для российского кино, но впечатляет своей честностью, интимностью и кастингом — в картине совсем нет известных лиц, а главным открытием становится дебютантка Анастасия Струкова. Болезненная и не так уж часто освещающаяся тема раннего материнства заставляет вспомнить недавний хит «Сандэнса» и Берлинале «Никогда, редко, иногда, всегда» или победившее в Венеции-2021 «Событие». Интересно, что премьера ленты проходила одновременно на «Кинотавре», где дебют Лены Ланских остался без призов, и на фестивале в Сан-Себастьяне, где картина победила в конкурсе «Новые режиссеры».

Обходные пути

-7

Главный герой этого медитативного портрета московских окраин — кладмен, путешествующий по столице со своими преступными целями. Медленно следуя за ним по пятам, камера запечатлевает городское пространство, исследует его поэтику и политику. Авторский проект Екатерины Селенкиной «Обходные пути» победил на Венецианском кинофестивале в программе «Неделя критики».

ГЭС-2

-8

Еще одна российская картина, показанная в Венеции и фиксирующая приметы меняющейся на глазах современной Москвы, «ГЭС-2» Насти Коркии документирует реконструкцию исторического здания электростанции на Болотной набережной. Вместе с тем, как здание превращается в новую культурную институцию, автор пытается найти ответ на вопрос, как искусство преломляется в нашей жизни и влияет на нее.