Олимпиады для старшей и средней школы — это соревнования, в которых идет выявление лучшего из лучших учеников, демонстрация количества и качества полученных ими знаний. К ним готовятся задолго до начала и отправляют действительно самых успешных в том или ином предмете.
Поэтому у некоторых учителей и родителей сложилось мнение, что формат олимпиады совершенно не подходит для младшей школы. В этом возрасте дети только начинают узнавать все про окружающий мир и науки и еще путаются в способах выполнения заданий. Им не всегда интересно состязаться друг с другом, у них не хватает знаний. И, чтобы избежать стресса у детей, взрослые стараются ограждать их от участия в таких мероприятиях. И напрасно.
Современные олимпиады для младших школьников 1—4 классов создаются с учетом их возраста и интересов. В них нет влияющего на самооценку соревнования с другими детьми, зато очень много моментов самостоятельного поиска решений, оформленных как игра-приключение.
Такие олимпиады развивают в детях самостоятельность, уверенность, навыки поиска необходимой информации и ее логической обработки для применения к текущей задаче. В будущем такие навыки помогут ему не только в учебе, но и в выстраивании карьеры и жизненной стратегии достижения успеха.
С помощью чего могут заинтересовать наукой олимпиады для младшей школы?
1. В такой олимпиаде есть элементы обучения, которые даются в веселой игровой форме.
2. Истории-приключения и харизматичные герои, с которыми ребенок может себя ассоциировать.
3. Похвала в процессе, выполненная в виде моментальной обратной связи: «Ты молодец!» и другие мотивирующие и поддерживающие слова.
4. Подсказки. Многие эксперты считают их полезными, так как они дают ребенку понимание способа решения задачи, а не решают ее за него; например, фраза: «У тебя хорошо получается, но посмотри, все ли задания ты сделал?».
Чем раньше ребенок полюбит решение нестандартных задач, тем лучше и полноценнее сформируется его личность, и тем больше пользы это принесет ему в дальнейшей жизни.
Но как мотивировать абсолютное большинство школьников становиться грамотнее, не бояться проявлять себя, получать новые знания?
Учителя или родители могут это сделать через участие всем классом или индивидуально в интерактивных онлайн-олимпиадах и образовательных играх.
Среди них есть доступные практически каждому бесплатные, качественные и увлекательные проекты. Принять участие в них может ребенок, живущий в любой точке не только России, но и зарубежья. Например, стартовавшие в начале октября и доступные для всех олимпиады от Яндекс.Учебника для 1—4 классов.
В них есть все: и интересные сюжетные линии, и классные персонажи, и нестандартные задачи, для решения которых нужны не столько знания, сколько умение думать и рассуждать, и поддержка, и обратная связь.
В соответствии с духом времени
Такое игровое образовательное направление в учебе сейчас популярно и активно развивается во всем мире. Например, в России еще в 2000 году стартовал конкурс-игра «Русский медвежонок».
Елена Муравенко, один из создателей и научный руководитель конкурса «Русский медвежонок»:
«Идея проекта онлайн-олимпиад Яндекс.Учебника очень близка к идее нашей игры-конкурса «Русский медвежонок». Мы не хотели проводить конкурс только для продвинутых детей, которые знают больше других и хотят посоревноваться. Наша идея — привлечь всех, показать школьникам, что русский язык не скучный и занудный, в нем много интересного, о чем даже не говорят в школах».
Олимпийское сообщество — возможность для общения
С помощью онлайн-технологий олимпиады можно превращать в площадки для общения с единомышленниками.
Олимпиады должны не просто проверять знания и выявлять лучших. Их цель — сформировать сообщества, в которых можно обсудить какие-то задания, задать вопросы, пообщаться с единомышленниками разных возрастов, в том числе взрослыми специалистами, учителями, учеными. Об этом говорят многие эксперты.
Школьникам важно понимать, что наукой можно интересоваться в любом возрасте, даже если тебе это не будет нужно для учебы или работы в дальнейшем, просто как хобби. И что ты не будешь выглядеть белой вороной из-за этого.
Николай Андреев, создатель проекта «Математические этюды», заведующий лаборатории популяризации и пропаганды математики в Математическом институте имени Стеклова:
«Изначальная цель олимпиад — устроить детям праздник и привлечь к науке. Перед олимпиадами стоит важная задача — показать, что ребенок не один увлечен предметом, что есть еще тысячи детей, которым это тоже интересно».
Мотивация «троечников» становиться лучше
Обухов Алексей, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, доцент:
«Если олимпиада будет поддерживать детей, которые, мягко говоря, не успешны в школе, потому что они неусидчивы, потому что задают много вопросов вместо того, чтобы давать ответы на вопросы учителя, но имеют большой познавательный потенциал, то она может стать для них отдушиной.
Что такое готовность к средней школе? Это развитие самоорганизации, самостоятельности, умение работать с разными типами информации, применять разные методы анализа и обработки данных. Неважно на каком материале. Качественно проживая начальную школу, ты становишься готовым к средней».
Олимпиада для младшей школы вполне справляется с этой задачей.
С появлением увлекательных сюжетов олимпиады превращаются в мощный образовательный инструмент, доступный даже для самых юных. Они побуждают детей не бояться задавать вопросы, узнавать новое и воспринимать задачи как вызов, который интересно преодолеть.
Это ценят и ученики, и их родители, и сами школы, что видно по тому, как с каждым годом увеличивается аудитория мотивирующих олимпиад от Яндекс.Учебника.
Так, 12 октября для 1—4 классов стартовала бесплатная олимпиада «А я знаю окружающий мир», а 26 октября ученики младших классов могут присоединиться к олимпиаде «А я знаю русский язык».
Интересные и полезные статьи прочитать и обсудить можно здесь, на нашем канале Дзена, а на сайте найти дополнительные вебинары и курсы для учителей с выдачей сертификатов.