ФНС России заявила о намерении создать для предпринимателей сервис по типу социальной сети, где они смогли быть делиться информацией, относящейся к налоговой тайне. С этой целью предполагается доработать институт налоговой тайны.
Должная осмотрительность
Предпринимательство — это всегда риск, и Федеральная налоговая служба и даже Верховный суд неоднократно в своих обзорах, определениях и письмах напоминали предпринимателям о том, что именно они несут этот риск на своих плечах (например, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017).
Находящийся в поиске контрагента предприниматель должен проявлять осмотрительность, чтобы не оказаться участником цепочки по отмыванию доходов, полученных незаконным путем, не попасть на недобросовестного контрагента — хронического должника и так далее.
Напомним, что согласно письму ФНС России № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» о соблюдении контрагентом должной осмотрительности будут свидетельствовать:
- наличие сведений о фактическом местонахождении контрагента (адрес офиса, склада, торгового помещения и т.п.);
- наличие документов, подтверждающих возможность выполнения контрагентом условий договора (копии лицензий, разрешений, сведения о наличии оборудования, персонала и так далее);
- личная встреча с руководителем контрагента при обсуждении условий сотрудничества, заключении договора и т.п., наличие документов, которые подтверждают полномочия руководителя или право иного лица действовать от имени организации;
- проверка сведений о новом контрагенте на официальном сайте ФНС России;
- наличие в открытом доступе информации о контрагенте, свидетельствующей о ведении им реальной экономической деятельности;
- наличие информации о способе получения сведений о контрагенте (рекламные объявления в Интернете, рекомендации);
- соблюдение всех установленных федеральным или региональным законодательством или внутренними правилами организации условий при согласовании договора, заключении сделок и т.п.;
- защита прав в случае нарушения контрагентом условий договора или его неисполнение (направление претензии, обращение в суд);
- отказ от исполнения договора или приостановление исполнения договора в случае, если контрагент также его не исполняет.
Но даже и этого порой оказывается недостаточно. И ситуации, когда благополучный по внешним признакам партнер на практике оказывался недобросовестным, нередки.
Больше знаний — меньше риск
Соцсеть, которую намерена создать ФНС, должна будет позволить предпринимателям обмениваться информацией о контрагентах, с которыми они работали, а также общаться с контрагентами напрямую, через личные кабинеты налогоплательщика.
Пока проект носит название «Климат-контроль». Предполагается, что общаться в новой соцсети смогут и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Представители ФНС уверены, что соцсеть будет востребованной, поскольку получение информации о контрагенте выгодно, в первую очередь, самим добросовестным предпринимателям.
Поддержите канал «Ассистент успеха» своей подпиской. Спасибо!