Новость последних недель о «миграционной амнистии» в отношении более 300 тысяч граждан Узбекистана и Таджикистана не сходит с новостных лент ТГ-каналов.
Примечательно, что новость о принятом политическом решении Российских властей мы узнаем от представителей иностранного государства и иностранных новостных ресурсов. До сих пор, хотя новость уже растиражирована и российскими СМИ, официальных заявлений или комментариев от официальных представителей нашей страны так и не последовало. Это не первая «амнистия» для мигрантов из стран Азии и каждый раз это проходило без официальных сообщений и афиширования. Думаю, что и в этот раз власти России рассчитывали на «тишину». Однако узбекские партнеры не сдержались и раструбили эту новость на весь интернет, представив это как победа властей Узбекистана во благо своего народа. И если в одной стране власти точно заработали похвалу от своих соотечественников, то в России этот шаг населением рассматривается, мягко говоря, как спорный. Комментарии россиян под новостями об «амнистии» в основном негативные.
Здесь сложно что-то возразить, когда одним, причём иностранцам, прощают определенные прегрешения, а в отношении своих граждан таких шагов не видно. Не прибавляет популярности властям и то, что данная тема настойчиво умалчивается и все запросы общества об объяснении таких шагов руководством страны остаются без ответа. Да и сложно комментировать вещи, которые выходят за рамки правового поля.
Давайте посмотрим на данную «миграционную амнистию» с точки зрения действующего законодательства.
Сразу отметим,что отмена МВД своих же решений о запрете на въезд не подпадает под понятие «амнистия» и вот почему.
Всё что касается объявления Амнистии - это прерогатива Государственной Думы, именно она имеет право, в соответствии с высшим законом страны – Конституцией Российской Федерации, объявлять амнистию, в том числе административную.
На сегодняшний день, официальных документов объявляющих амнистию в рамках уголовного преследования или административного не издавалось. Соответственно, говорить официально о какой-либо амнистии нельзя.
Закрытие въезда производится не в рамках административного производства, а в соответствии с нормами Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", как следствие привлечения иностранного гражданина к административной ответственности.
И здесь мы подходим наверное к самому интересному.
Основания и порядок принятия решения, как о закрытии въезда, так и об отмене такого решения регулируются несколькими Актами: Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Постановлением Правительства РФ от 14.01.2015 N 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства", Приказом МВД России от 08.05.2019 N 303 "Об утверждении Порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию".
И если с основаниями для закрытия въезда все понятно - все они перечислены в статье 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", то вот с отменой этих решений не все так просто.
Ни в законе, ни в постановлении Правительства нет четкого перечня оснований для отмены решений о запрете на въезд в РФ. Лишь в пункте 6 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.01.2015 N 12, имеется оговорка: «При изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, решение о неразрешении въезда может быть отменено принявшим его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.».
Из той инфоормации, что сегодня есть в открытых источниках, можно предположить, что «амнистия» касается иностранных граждан, кому закрыт въезд в соответствии с п.11 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" – иностранцам, которые неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации. При этом, «амнистия» не будет касаться лиц, в отношении которых судом приняты решения о выдворении.
Теперь же, давайте постараемся понять какие обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о неразрешении въезда для 300 тысяч иностранцев изменились. Честно говоря, найти что-то очень сложно. Административные правонарушения за которые привлекались иностранцы к ответственности перестали быть административные правонарушениями?
На ум приходит только одно: в силу статьи 4.6. КоАП лицо, считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу соответствующего постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
По истечению указанного срока, гражданин считается формально не привлекавшийся к административной ответственности, и соответственно исключаются основания для принятия решения о запрете на въезд в Россию иностранному гражданину по пункту 11 статьи 27 закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Если МВД идёт по такой логике, то «амнистию» можно объявлять каждый день и не только для граждан Узбекистана и Таджикистана.
Опять-таки, теряется смысл норм об ограничении въезда иностранцам, привлечённых к административной ответственности.
Даже если принять во внимание зависимость экономики России от иностранной рабочей силы, то решения о «миграционной амнистии» должны быть открытыми и обоснованными, и в любом случае выдержанными в рамках законодательства, а не только опираться на политическую составляющую.
✔️Строгость законов России нивелируется их необязательным исполнением.
Ещё больше информации и новостей на нашем телеграм-канале Pro_Migration.