Клемент Адер вошёл в мировую историю, создав летательный аппарат Авион III, который был испытан. Но ещё за 20 лет до строительства самолета Адер построил прототип гусеничной машины, немного наивной и упрощенной, но все таки гусеничной.
Rail sans fin, système Clément Ader/Бесконечные рельсы системы Клемента Адера
Страна: Франция
Год выпуска: 1879
Кол-во: 1
Мощность: 2 п.с.
Где посмотреть: Aéroplane, dit Avion n° 3, Musée des Arts et Métiers, Париж, Франция
Летом 1879 года по траве парка Тюильри в Париже перемещалась странная конструкция, которую тянули две пони. На трех прицепах сидели полтора десятка пассажиров. Вагончики вполне уверенно ехали по траве, вызывая вопросы у публики только какими-то странными лентами, которые связывали все вагоны. Это проходили демонстрации гусеничного хода или "Бесконечного пути" Клемента Адера (Rail sans fin, système Clément Ader). Клемент Агнес Адер подал свои первые патенты на бесконечный путь в 1875 и 1878 годах, в которых описывались "рельсовые системы для съемных железных дорог». Как и российский изобретатель Блинов, предложивший свой вагон на гусеницах несколькими годами позже, Адер стремился облегчить перемещение больших грузов по слабым грунтам, и предлагал оснастить гусеницами вагоны или тележки, которые должны были тянуть паровые тягачи.
Клемент Адер (Clément Ader) прославился уже в конце 19-го века, построив первые образцы самолётов, которые пока ещё не полетели. Но во Франции конструктор был известен и ранее. Первоначально Адер занимался электротехникой, и в 1878 году он усовершенствовал телефон Белла. Используя телефон собственной конструкции Адер организовал первую телефонную сеть в Париже в 1880 году. В 1881 году он сконструировал "театрофон" - двухканальную систему передачи звука, что позволяло транслировать стереозвук на расстояние до 3-х км. В 80-х годах 19-го века Адер занялся конструирование летательного аппарата, по форме схожего с летучей мышьей. Сам конструктор считал, что наибольшее применение авиация будет иметь в военном деле, поэтому вел свои работы под большим секретом и на деньги военных. Первый Eole оторвался от земли в 1890-м году, что показало, что мотор может оторвать аппарат тяжелее воздуха с крыльями от земли. Правда назвать это полетом не получится, так как он был полностью неуправляемым.
В 1897 году эксперименты на деньги военных закончились строительством очень близкой к первой модели самолета Avion n° 3 с паровым двигателем и жесткими крыльями типа "летучая" мышь. К окончанию строительства третьего Авиона военные потратили на опыты Адера умопомрачительную сумму в 650 тысяч франков. Агрегат приводили в действие две достаточно компактные паровые машины общей мощностью 20 л.с., приводившие в действие 3-х метровые винты. Первая попытка взлететь была проведена 14 октября 1897 года, но на разбеге самолет, благодаря своей высокой парусности был просто стащен боковым ветром с полосы и отброшен на ограждения летного поля. Несмотря на то, что Колемент Адер отремонтировал свой самолет, военные отказались от продолжения работ, сделав самого конструктора персоной нон-грата в коридорах власти, а уникальный самолет "Avion III", являвшийся собственностью военного министерства, был передан в Музей искусства и ремесел в Париже, где находится и поныне.
Гусеничная лента по проекту Клемента Адера должна была полностью опоясывать все колеса и паровоза и вагонов. Гусеница представляла собой деревянные бруски, скрепленные друг с другом. Передние колеса планировались быть подрессоренными, бесконечная лента должна была продавливаться движущимся локомотивом, который Адер планировать использовать узкоколейный железнодорожный. Адер считал, впрочем и ко всех своих остальных идеях, что они крайне необходимы для обороны страны и долго общался с военными, пытаясь пристроить свой патентованное изобретение. Но военные достаточно разумно нашли множество недостатков и не стали продолжать взаимодействие с изобретателем на этом направлении.
Получив отказ от военных Адер задумал рекламировать свое изобретение прямо в садах Парижа. На мысль использовать детские развлечения его подтолкнули небольшие вагончики, которые по дорожкам парков в Париже тягали пони. Построив прототип своего "автопоезда" из трех вагонов-колясок, и пристроив своего отца в качестве кучера, с двигателем в виде 2-х лошадок мощностью 2 пони-силы Адер устроил аттракцион для детей. Иногда за раз он перевозил до 30-ти человек. Гусеничный ход в ходе производства получил несколько доработок - появились поддерживающие ролики на каждом вагоне, а задние колеса были парными, а впереди появился приподнятый ленивец. . Гусеницы были сшиты из ткани на основе верблюжьих волом. Пресса, отмечала, что несмотря на вес вагонов и детей, вагончики не вязли в песке или траве.
Но несмотря на положительные отзывы гусеничный автопоезд никого, даже коммерсантов не заинтересовал. С современной точки зрения гусеничный ход Адера был крайне непрактичен. Он практически не мог поворачивать, любое изменение направления приводило к сбрасыванию гусеницы. Сами гусеницы были ненадежными. Какое-никакое движение с минимальной скоростью было возможно только по прямой. После неудач с движителем Клемент Адер занялся тем, что ему удавалось лучше - электротехникой, хотя в историю техники он вошел благодаря своим опытам в авиации, которые хоты и были не более успешными, чем гусеничный двигатель, но хотя бы проводились за счет военных. А отремонтированный самолет Авион 3 (Aéroplane, dit Avion n° 3) сейчас встречает посетителей в Музее искусств и ремесел в Париже, как символ изобретательности, которая не всегда приводит к положительным результатам без науки и технологий. Хотя сам музей однозначно не утверждает, что это оригинальный самолет Адера.
О других экспериментах с гусеничным ходом и полугусеничных машинах в канале можно почить здесь:
3.0. George Minniss (Паровой гусеничный трактор, 1869) - Гусеничный трактор до нашей эры
6.0 Вагон Блинова. Русский след в истории гусеницы.
Два в одном. Phoenix Centipede Truck and Tractor. 1914. Американские полугусеничники.
3.5. Phoenix Centipede log hauler - гусеничный паровоз
2.4. Hornsby Chain Track Tractor - Часть 1. Полудизель на гусеницах
3.4. Lombard Steam Log Hauler - Рождение гусениц
3.11. Эволюция Холта. Часть 3. Holt 40 Первый гусеничный Холт с ДВС.
Источники:
https://www.unusuallocomotion.com/pages/locomotion/track-history-1.html#page2
http://airwar.ru/enc/law1/avion3.html
https://www.arts-et-metiers.net/musee/aeroplane-dit-avion-ndeg-3