Сегодняшние дома строят из расчета на сроки эксплуатации в 50, 75 и 100 лет. Кажется, что это очень и очень много – рассчитано на 3-4 поколения жильцов. Но все же в истории есть примеры гораздо более долговечных строений и технических сооружений, многие из которых до сих пор активно эксплуатируются, верой и правдой служа по своему первоначальному назначению уже не первую тысячу лет.
Большинство этих сооружений были созданы во времена Римской Империи, которая когда-то занимала изрядную часть территории Европы, Африки и Ближнего Востока. Принципы и технологии, заложенные в римское инженерное дело до сих пор актуальны, и применяются в строительстве.
Дороги
На дорогах держалась вся империя. Это были одновременно и торговые пути, и магистрали для переброски военной силы, которой Рим удерживал в повиновении покоренные народы. Как только римляне приходили в какой-то регион, они начинали строить дороги. Технология дорожного строительства с тех пор не сильно поменялась: основание из грубого камня, многослойная подушка из песка и гравия, потом тщательно подогнанное мощение. Даже профиль дороги, который используется по сию пору – выпуклый в центре и покатый к краям, чтобы скатывалась вода – изначально был стандартом римского строительства.
Римская дорожная сеть в Европе покрывала всю нынешнюю Италию, Швейцарию, Францию, Грецию, Балканы, Испанию и Португалию, а также части Бельгии, Австрии, Германии, Румынии, Венгрии и Великобритании. Искусство римских инженеров по выбору места для прокладки дорог было таково, что многие современные скоростные шоссе идут точно по линии древних римских дорог, а кое-где по тысячелетним булыжникам до сих пор ездят. И точно так же по всей Европе с удовольствием пользуются римской постройки мостами, многие из которых последний раз капитально ремонтировали где-то в эпоху Возрождения или чуть позже.
Водопровод и канализация
Римская канализация, называемая Клоака Максима (Великая Сточная Канава – римляне знали толк в названиях), в свое время считалась хоть и весьма зловонным, но чудом инженерного искусства. Она уже обеспечивала отведение сточных вод и дождя в плотно застроенном городе с населением, которое исчислялось сотнями тысяч людей в те времена, когда Париж или Лондон были еще сравнительно небольшими римскими поселения в дальних углах Империи. Несмотря на более чем почтенный возраст в 2500 лет с лишним, благодаря регулярному (где-то раз в 200-300 лет) ремонту и периодической очистке Клоака Максима по сию пору используется по назначению и отводит дождевую воду в современном Риме в Тибр. Более того, в 2010-е ее дополнительно расчистили, укрепили и картографировали, чтобы она лучше справлялась со своими обязанностями.
Испанский город Сеговия до сих пор пользуется водой из построенного в 112 году н.э. римским акведуком, который заодно считается и архитектурным символом города. Благодаря наклону примерно в 1 м на 1 км водного пути, вода поступает по нему самотеком, по каналу, проложенному по «трехэтажному» мосту, кое-где высотой под 30 метров.
Французский Ним более 500 лет снабжался водой из отстоящего на 50 км источника в Юзесе. Население 50-тысячного города могло расходовать до 400 литров воды на человека в день. Частью этой системы снабжения был знаменитый мост-акведук Пон-дю-Гар, сооружение в 47 метров высотой и 275 метров в длину над долиной реки Гардон, сложенное как «лего» - из подогнанных друг к другу каменных блоков, без раствора. Водопроводом прекратили пользоваться примерно в VIII веке из-за того, что заросли отложениями трубы на некоторых участках акведука, а с сантехниками в «темные века» было плохо. Но в качестве моста Пон-дю-Гар использовали до середины 1700-х, пока рядом не построили новый мост.
Бани и курорты
Римляне знали толк в банных процедурах. Если где-то на территории римской провинции находили термальные источники – их немедленно начинали использовать для отдыха, гигиены и оздоровления. К тому же римские термы были еще и своеобразным городским клубом, там обсуждали новости, занимались спортом и даже политикой. Вокруг бань и курортов разрастались поселения, которые со временем превращались в города, многие из которых получали незамысловатое название от местного слова «баня» - так появились английский Бат, австрийский Баден, немецкий Баден-Баден, алжирский Хамма.
В Британии все здания бань относительно современной постройки, XIX века и позже, но все что ниже уровня пола – сами бассейны и инфраструктура, подводящая к ним воду, в полном порядке. Но воду из источников чаще пьют, чем купаются в ней. На австрийских и немецких курортах кое-где используются водоводы и лестницы, оставшиеся от римлян и, разумеется, посетители плавают в той же воде из тех же термальных источников, где когда-то плескались местная знать, чиновники римской администрации, состоятельные горожане и заслуженные легионеры, направленные на лечение.
А вот на севере Алжира римскими бассейнами с горячей водой, построенными еще в I веке нашей эры при Флавиях, пользуются по сию пору. В прямоугольном наслаждаются горячей минеральной водой мужчины, а круглый отведен дамам. За исключением добавленных в наше время кабинок для переодевания и перегородок, чтобы защитить посетителей от нескромных взглядов друг друга, в банях ничего не поменялось со времен императора Домициана, если не считать капитального ремонта в конце XIV века, проведенного османами после землетрясения, повредившего бани.