Предлагаем еще раз вернуться в далекий 1973 год и посмотреть глазами участников пробега на грузовиках МАЗ на то, какими были дороги в СССР, и каково приходилось авто при путешествии по ним. Мы уже рассказали, как минчане преодолевали первые 2,5 тысячи километров. Теперь едем дальше.
На сей раз речь пойдет о том, какие впечатления на участников пробега произвел Сибирский тракт и дороги Казахстана. Как-никак, далеко не все, кто шел в колонне МАЗов, ранее совершали столь дальние путешествия на автомобилях, и уж тем более - на опытных грузовиках.
От Челябинска до Омска около 800 километров. По сегодняшним меркам – всего ничего, за полдня можно проехать. Но тогда Сибирский тракт не зря постоянно называли и Екатерининским – песок, гравий и снова песок. Вот и все дорожное покрытие. Только на последнем 80-километровом отрезке направление превращалось в асфальтированную дорогу.
По словам участников, груженым машинам было не очень весело на данном отрезке. Все очень переживали, что моторы начнут греться из-за такого ритма движения. Плюс жесткий график не давал возможности совершать частые остановки для того, чтобы остудить двигатели. В итоге путь до Омска преодолели за два дня.
В самом Омске пришлось задержаться чуть дольше запланированного. Выставленные для показа на площади грузовики окружили любопытные горожане. Четыре часа участники пробега отвечали на вопросы о машинах, о заводе и о Белоруссии в целом. Администрация вообще хотела оставить машины в городе на все выходные – настолько велик был интерес к МАЗам. Но доводы, что впереди у конвоя еще полно неизвестных дорог Казахстана, сделали свое дело – колонна двинулась дальше.
Собственно говоря, после Омска все вернулось в «естественное» состояние – «Эх дороги, пыль да туман». Плюс с продвижением на Юг стала подниматься температура наружного воздуха. Датчики температуры вновь стали самыми важными приборами на панелях.
Стоит отметить, что минчанам несказанно повезло – стояла сухая погода. Если бы конвой попал на эти дороги в сезон дождей, фотогалерея пополнилась бы массой колоритных фотографий засевших МАЗов, а сам пробег продлился бы гораздо дольше.
Отдельного упоминания участников пробега заслужили площадки для отдыха вдоль дорог. А вернее, их полное отсутствие. Любая остановка связана со съездом в чистое поле. Необходимо обслуживание – плащ-палатка на голой земле тебе в помощь. А «гостиницами» служили придорожные рощи и лесочки. И такая ситуация будет практически на всем протяжении пробега.
Казахстан встретил пробег подтверждением того, что он неотъемлемая часть огромной страны. Не было асфальтированных магистралей в РСФСР, не будет и здесь. Та же гравейка, такая же пыль, те же ухабы.
По началу всех очень удивляла брошенная прямо вдоль дорог дорожная техника. Тракторы, бульдозеры, скреперы стоят, а людей вокруг не видать на десятки километров. Ситуацию прояснили местные «гаишники». На время уборочной все население перебрасывается на уборку урожая. Две-три недели аврала, а потом все возвращаются на основную работу.
Именно на казахских «направлениях» удалось четко ощутить разницу между серийными шинами, в которые были «обуты» МАЗ-516Б с МАЗ-504В и экспериментальной резиной меньшей размерности, которая стояла на других грузовиках. Три пробитых колеса на «пятьсот пятнадцатом» показали, за какими покрышками будущее.
Впрочем, за Павлодаром все стало еще хуже. До Семипалатинска вообще не было определенной дороги. Есть степь, есть направление, куда нужно двигаться – все, выбор за тобой. Сначала прямо по целине пошел МАЗ-504В – горячим комсомольцам из его экипажа риск был только в радость. А после того, как эксперимент прошел удачно, в степь съехали и все остальные, включая тяжелый МАЗ-515Б.
Только через четыре дня путешествия по казахским степям (в прямом смысле этого словосочетания) конвой достиг Алма-Аты.
Интересно, что перевал Архарлы в горах Заилийского Ала-Тау, о котором участников автопробега предупреждали еще в Омске, своей сложностью впечатления на них не произвел. После уральского бездорожья МАЗы перемахнули его играючи.
Забавный момент выявила беседа с министром автотранспорта республики Казахстан, который встретил мазовцев фразой: «Мы рады приходу вашей колонны. У наших эксплуатационников накопились вопросы по практике обслуживания серийных автомобилей МАЗ». Участники пробега, конечно, ответили на все вопросы, вот только намного раньше всем министерствам союзных республик были переданы рекомендации по обслуживанию автомобилей МАЗ. Непосредственно в Казахстане даже был директор БелНИТИАТа Николай Интяков. Увы, о том, как эти инструкции применяют в автохозяйствах и насколько они эффективны, министр ответить не смог. Передали вниз по вертикали, и ладно.
Десятилетия прошли с тех пор, а много ли сейчас изменилось в этой цепочке?
О том, какие еще приключения сопутствовали конвою, вы можете прочесть в первой, второй, четвертой и пятой частях нашего рассказа.