Перспектива (фр. Perspective от лат. Perspicere —ясно вижу).
Перспективой называют зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.
Различают перспективу линейную и воздушную.
Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.
Линейная перспектива
Линейная перспектива показывает, как меняется зрительный образ предмета в зависимости от расстояния: зрительное уменьшение величины и изменение формы.
Наиболее полное изложение приёмов построения линейной перспективы в эпоху Возрождения, было дано итальянским учёным Гвидобальдо дель Монте в «Теории перспективы» (1600 год).
В XVII веке художественная перспектива отделяется от научной, и разрабатывается далее, как раздел начертательной геометрии.
При построении перспективы пользуются следующей терминологией
П1 – предметная плоскость – горизонтальная плоскость, на которой располагаются предметы и зритель;
К – картинная плоскость – вертикальная плоскость, на которой строится изображение (перспектива) предмета;
k-k – основание картинной плоскости (или основание картины) – линия пересечения плоскостей К и П1;
S – точка зрения – центр проецирования (определяет положение глаз зрителя);
Н – плоскость горизонта – горизонтальная плоскость, проходящая через точку S;
h-h – линия горизонта – линия пересечения плоскостей К и Н;
Р – главная точка картины – точка пересечения с плоскостью К перпендикуляра, проведенного к ней из точки зрения S.
Один из визуальных эффектов линейной перспективы - параллельные линии кажутся сходящимися на горизонте.
По мере удаления деревьев и кустарников от зрителя их кажущаяся величина уменьшается пропорционально квадрату расстояния.
Чем дальше предмет находится от зрителя, тем он кажется меньше.
Вертикальные линии в перспективе остаются вертикальными.
Зрительные эффекты линейной перспективы широко используются в садово-парковом искусстве. Они создают оптические иллюзии, дающие ощущение простора на небольших участках и подчеркивают композиционные акценты.
Акцентирование видовых точек участка.
Акцентирование видовых точек участка.
Параллельные линии на повышающейся плоскости сходятся выше горизонта.
Параллельные линии, уходящие от наблюдателя в горизонтальной плоскости, сходятся на горизонте, на понижающейся местности — ниже горизонта.
На ярко выраженном рельефе нужно учитывать восприятие реальных и искаженных форм и размеров предметов, так овальная площадка на склоне с верхней видовой точки воспринимается круглой.
Холмы и другие возвышенности будут выглядеть более высокими, если деревья, кустарники и сооружения размещать на их вершинах.
Предметы на вершине холма воспринимаются как более высокие и стройные.
Размещение деревьев и кустарников у подножья геопластики дает возможность визуально оценить высоту холма путем сравнения масштабов.
Для увеличения иллюзорной глубины ландшафта создаются промежуточные планы в виде боковых кулис из древесных групп или солитеров, направляющих взгляд к горизонту.
Невысокие предметы первого плана маскируют большие по высоте предметы заднего плана.
Для создания впечатления глубины пространства можно применять прием нарастания кулис к заднему плану.
Для визуального сокращения воспринимаемого пространства нужно последовательно увеличивать ширину вида от точки наблюдения и размеры промежуточных кулис, с увеличением их количества.
Впечатление глубины пространства увеличивается также, если по мере удаления от точки наблюдения размещать объемы, уменьшающиеся по величине.
Создание на небольшом пространстве иллюзии глубины с помощью уменьшения высоты однотипных элементов конструкций.
Расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую в промежутке между ними местность.
Впечатление глубины пространства увеличивается если уменьшить ширину видового луча.
Использование законов перспективы для создания визуальных эффектов.
Иллюзию глубины и протяженности небольших пространств можно создать, сузив ширину прямой дороги к линии горизонта.
Продольное членение элементов покрытия усиливает линейную перспективу и удлиняет пространство. По мере удаления от наблюдателя создается впечатление, что они сойдутся в одной точке если их продлить до линии горизонта.
Горизонтальное и дробное членение элементов покрытия визуально сокращает пространство.
Визуальное иллюзии в пространстве малого сада.
Визуальное расширение пространства малого сада с помощью размеров плоских форм: большие круги располагаются ближе к зрителю и маленькие дальше.
Если на передних планах пейзажной картины высажены растения с более крупной фактурой, чем на дальних, то это усиливает эффект глубины пространства.
Усиление эффекта глубины пространства за счет сочетания различной фактуры растений.
Создание визуальной глубины пространства малого сада с помощью усложнения его пространственной структуры и применения бионических форм.
Создание визуальной глубины пространства сада с помощью усложнения его планировочной структуры.
Использования извилистых дорожек вместо прямых визуально расширяет пространства сада.
Визуальное сокращение вытянутого пространства с помощью приемов линейной перспективы.
Визуальное удлинение пространства с помощью приемов линейной перспективы.
Воздушная перспектива
Этот термин был впервые употреблен Леонардо да Винчи для обозначения постепенного изменения цвета в картине, отражающего реальное изменение цвета натуры при увеличении расстояния под воздействием атмосферы. Это явление в действительности происходит благодаря тому, что атмосфера Земли состоит из смеси газов, водяных паров и мелких твердых частиц, которые поглощают лучи света и рассеивают его.
С увеличением расстояния от точки наблюдения контуры объектов становятся более нюансированными, бесцветными и менее четкими, а их цветовой диапазон, стремится к синему цвету. В ландшафтном искусстве глубина пейзажа является реальностью и требует соответствующего подхода. Законы линейной и воздушной перспективы накладываются друг на друга и позволяют усилить выразительность пространства, выявить и подчеркнуть его глубину или, наоборот, зрительно сократить.
Л.Рубцов в своей книге «Проектирование садов и парков» писал, что под влиянием воздушной перспективы различные по окраске предметы по-разному изменяют свой цвет:
• желтые предметы кажутся зеленоватыми;
• оранжевые — грязно-красными и так до фиолетового включительно;
• синий цвет не меняет окраски и при удалении остается также синим, только тон его постепенно сгущается;
• зеленая окраска при удалении показывает все переходы к синему цвету. То же самое происходит и с фиолетовой окраской, которая при удалении исчезает быстрее других;
• белая окраска менее всего стушевывается. Поэтому белые предметы, особенно на темном фоне, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. При значительном удалении белая окраска кажется не синеватой, а желтоватой, часто с оранжевым оттенком... На ярко освещенной снежной равнине белые предметы на теневой стороне кажутся голубоватыми, а на ярко освещенной стороне — бледнооранжевыми.
• черная окраска по мере удаления становится светлее.
Белые предметы, особенно на темном фоне, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. При значительном удалении белая окраска кажется не синеватой, а желтоватой, часто с оранжевым оттенком.
Глубина пространства создается подбором насаждений по архитектонике и цвету, соответствующих законам воздушной перспективы. Деревья с мягким контуром крон, близких по окраске к холодной гамме, следует размещать на дальнем плане.
Если одновременно посмотреть на удаленные и близко расположенные растения, то цветовое сравнение этих планов позволит выявить градации глубины пространства за счет усиления холодных тонов дальнего плана и изменения четкости их форм.
Посадка темнолиственных пород в глубине выемок и «бухт» опушки зрительно увеличит пространство дальнего плана. При этом передний план необходимо усилить растениями со светлоокрашенными кронами (серебристые, пестрые и золотистые).
Холодные тона - удаляют предметы от наблюдателя, а теплые наоборот, приближают.
Яркое колористическое решение может оказать сильное эстетическое воздействие в условиях тусклого освещения, преобладания серо-белого и зеленого цветов.
Темные тона зрительно уменьшают предметы, светлые - увеличивают.
Зимние и осенние краски.
Ритм
«Ритм» буквально означает такт, мерность.
В ландшафтном искусстве ритм — это повторяемость пространственных форм, элементов форм и интервалов между ними, объединяемых по сходным признакам, их чередование, динамическое развитие самой формы.
При повторяемости одинаковых элементов и интервалов возникает метрический порядок — простейший вид ритма.
Самый простой метрический порядок образуют аллеи, рядовые посадки однопородных и одновозрастных деревьев.
Аллея (фр. allée, от глагола aller — «идти») — дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками.
Для получения ритмического ряда необходимо минимум 3 элемента, а устойчивое впечатление ритма возникает при наличии 5-8. По мере увеличения числа элементов возрастает эмоциональное воздействие ритма, но только до известного предела, после которого наступает утомляющая глаз монотонность.
Метрические и ритмические ряды
Метрический порядок - это простейший вид ритма повторяемых одинаковых элементов и интервалов.
В ландшафте он характерен для аллей с рядами деревьев, размещенных через определенные интервалы. Ритмический порядок - это чередование более выразительных элементов (акцентов) и менее выразительных — пассивных (интервалов).
Движение, заключенное в форме акцента, передается другому акценту и от него последовательно всем акцентам, вызывая пульсацию ритмического ряда.
Избежать монотонности можно с помощью введения сложного синкопированного ритма и использование непредсказуемости в его линейном развитии.
Асимметрия форм акцента и небольшой размер интервала усиливают движение в ряду, тогда как симметрия акцента и большая протяженность интервала замедляют это движение.
Избежать монотонности можно с помощью увеличения элементов ритмического повтора (природные и архитектурные элементы, цвет фактура, материал и т.д.).
Ритмическое повторение цветовых пятен в цветочных композициях.
Ритмическое повторение цветовых пятен в цветочных композициях.