Найти в Дзене
Architecture & design

Перспектива в ландшафте

Перспектива (фр. Perspective от лат. Perspicere —ясно вижу). Перспективой называют зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Различают перспективу линейную и воздушную. Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве. Линейная перспектива Линейная перспектива показывает, как меняется зрительный образ предмета в зависимости от расстояния: зрительное уменьшение величины и изменение формы. Наиболее полное изложение приёмов построения линейной перспективы в эпоху Возрождения, было дано итальянским учёным Гвидобальдо дель Монте в «Теории перспективы» (1600 год). В XVII веке художественная перспектива отделяется от научной, и разрабатывается далее, как раздел начертательной геометрии. При построении перспективы пользуются следующей терминол
Оглавление

Перспектива (фр. Perspective от лат. Perspicere —ясно вижу).

Перспективой называют зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Различают перспективу линейную и воздушную.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Линейная перспектива

Линейная перспектива показывает, как меняется зрительный образ предмета в зависимости от расстояния: зрительное уменьшение величины и изменение формы.

Наиболее полное изложение приёмов построения линейной перспективы в эпоху Возрождения, было дано итальянским учёным Гвидобальдо дель Монте в «Теории перспективы» (1600 год).

Альбрехт Дюрер (1471-1528). «Рисовальщик, выполняющий рисунок женщины в перспективе» 1525 г. Гравюра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Альбрехт Дюрер (1471-1528). «Рисовальщик, выполняющий рисунок женщины в перспективе» 1525 г. Гравюра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В XVII веке художественная перспектива отделяется от научной, и разрабатывается далее, как раздел начертательной геометрии.

При построении перспективы пользуются следующей терминологией

П1 – предметная плоскость – горизонтальная плоскость, на которой располагаются предметы и зритель;

К – картинная плоскость – вертикальная плоскость, на которой строится изображение (перспектива) предмета;

k-k – основание картинной плоскости (или основание картины) – линия пересечения плоскостей К и П1;

S – точка зрения – центр проецирования (определяет положение глаз зрителя);

Н – плоскость горизонта – горизонтальная плоскость, проходящая через точку S;

h-h – линия горизонта – линия пересечения плоскостей К и Н;

Р – главная точка картины – точка пересечения с плоскостью К перпендикуляра, проведенного к ней из точки зрения S.

-2

Один из визуальных эффектов линейной перспективы - параллельные линии кажутся сходящимися на горизонте.

-3

По мере удаления деревьев и кустарников от зрителя их кажущаяся величина уменьшается пропорционально квадрату расстояния.

-4

Чем дальше предмет находится от зрителя, тем он кажется меньше.

-5

Вертикальные линии в перспективе остаются вертикальными.

-6

Зрительные эффекты линейной перспективы широко используются в садово-парковом искусстве. Они создают оптические иллюзии, дающие ощущение простора на небольших участках и подчеркивают композиционные акценты.

-7

Акцентирование видовых точек участка.

-8

Акцентирование видовых точек участка.

-9

Параллельные линии на повышающейся плоскости сходятся выше горизонта.

-10

Параллельные линии, уходящие от наблюдателя в горизонтальной плоскости, сходятся на горизонте, на понижающейся местности — ниже горизонта.

-11

На ярко выраженном рельефе нужно учитывать восприятие реальных и искаженных форм и размеров предметов, так овальная площадка на склоне с верхней видовой точки воспринимается круглой.

-12

Холмы и другие возвышенности будут выглядеть более высокими, если деревья, кустарники и сооружения размещать на их вершинах.

-13

Предметы на вершине холма воспринимаются как более высокие и стройные.

-14

Размещение деревьев и кустарников у подножья геопластики дает возможность визуально оценить высоту холма путем сравнения масштабов.

-15

Для увеличения иллюзорной глубины ландшафта создаются промежуточные планы в виде боковых кулис из древесных групп или солитеров, направляющих взгляд к горизонту.

-16

Невысокие предметы первого плана маскируют большие по высоте предметы заднего плана.

-17

Для создания впечатления глубины пространства можно применять прием нарастания кулис к заднему плану.

-18

Для визуального сокращения воспринимаемого пространства нужно последовательно увеличивать ширину вида от точки наблюдения и размеры промежуточных кулис, с увеличением их количества.

-19

Впечатление глубины пространства увеличивается также, если по мере удаления от точки наблюдения размещать объемы, уменьшающиеся по величине.

-20

Создание на небольшом пространстве иллюзии глубины с помощью уменьшения высоты однотипных элементов конструкций.

Приемы искусственного усиления линейной перспективы.
Приемы искусственного усиления линейной перспективы.

Расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую в промежутке между ними местность.

-22

Впечатление глубины пространства увеличивается если уменьшить ширину видового луча.

-23

Использование законов перспективы для создания визуальных эффектов.

-24

Иллюзию глубины и протяженности небольших пространств можно создать, сузив ширину прямой дороги к линии горизонта.

-25

Продольное членение элементов покрытия усиливает линейную перспективу и удлиняет пространство. По мере удаления от наблюдателя создается впечатление, что они сойдутся в одной точке если их продлить до линии горизонта.

-26

Горизонтальное и дробное членение элементов покрытия визуально сокращает пространство.

-27

Визуальное иллюзии в пространстве малого сада.

-28

Визуальное расширение пространства малого сада с помощью размеров плоских форм: большие круги располагаются ближе к зрителю и маленькие дальше.

-29

Если на передних планах пейзажной картины высажены растения с более крупной фактурой, чем на дальних, то это усиливает эффект глубины пространства.

-30

Усиление эффекта глубины пространства за счет сочетания различной фактуры растений.

-31

Создание визуальной глубины пространства малого сада с помощью усложнения его пространственной структуры и применения бионических форм.

-32

Создание визуальной глубины пространства сада с помощью усложнения его планировочной структуры.

-33

Использования извилистых дорожек вместо прямых визуально расширяет пространства сада.

-34

Визуальное сокращение вытянутого пространства с помощью приемов линейной перспективы.

-35

Визуальное удлинение пространства с помощью приемов линейной перспективы.

-36

Воздушная перспектива

Этот термин был впервые употреблен Леонардо да Винчи для обозначения постепенного изменения цвета в картине, отражающего реальное изменение цвета натуры при увеличении расстояния под воздействием атмосферы. Это явление в действительности происходит благодаря тому, что атмосфера Земли состоит из смеси газов, водяных паров и мелких твердых частиц, которые поглощают лучи света и рассеивают его.

С увеличением расстояния от точки наблюдения контуры объектов становятся более нюансированными, бесцветными и менее четкими, а их цветовой диапазон, стремится к синему цвету. В ландшафтном искусстве глубина пейзажа является реальностью и требует соответствующего подхода. Законы линейной и воздушной перспективы накладываются друг на друга и позволяют усилить выразительность пространства, выявить и подчеркнуть его глубину или, наоборот, зрительно сократить.

-37

Л.Рубцов в своей книге «Проектирование садов и парков» писал, что под влиянием воздушной перспективы различные по окраске предметы по-разному изменяют свой цвет:

• желтые предметы кажутся зеленоватыми;

• оранжевые — грязно-красными и так до фиолетового включительно;

• синий цвет не меняет окраски и при удалении остается также синим, только тон его постепенно сгущается;

• зеленая окраска при удалении показывает все переходы к синему цвету. То же самое происходит и с фиолетовой окраской, которая при удалении исчезает быстрее других;

• белая окраска менее всего стушевывается. Поэтому белые предметы, особенно на темном фоне, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. При значительном удалении белая окраска кажется не синеватой, а желтоватой, часто с оранжевым оттенком... На ярко освещенной снежной равнине белые предметы на теневой стороне кажутся голубоватыми, а на ярко освещенной стороне — бледнооранжевыми.

• черная окраска по мере удаления становится светлее.

Белые предметы, особенно на темном фоне, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. При значительном удалении белая окраска кажется не синеватой, а желтоватой, часто с оранжевым оттенком.

-38

Глубина пространства создается подбором насаждений по архитектонике и цвету, соответствующих законам воздушной перспективы. Деревья с мягким контуром крон, близких по окраске к холодной гамме, следует размещать на дальнем плане.

-39

Если одновременно посмотреть на удаленные и близко расположенные растения, то цветовое сравнение этих планов позволит выявить градации глубины пространства за счет усиления холодных тонов дальнего плана и изменения четкости их форм.

-40

Посадка темнолиственных пород в глубине выемок и «бухт» опушки зрительно увеличит пространство дальнего плана. При этом передний план необходимо усилить растениями со светлоокрашенными кронами (серебристые, пестрые и золотистые).

-41

Холодные тона - удаляют предметы от наблюдателя, а теплые наоборот, приближают.

-42

Яркое колористическое решение может оказать сильное эстетическое воздействие в условиях тусклого освещения, преобладания серо-белого и зеленого цветов.

-43

Темные тона зрительно уменьшают предметы, светлые - увеличивают.

-44

Зимние и осенние краски.

-45

Ритм

«Ритм» буквально означает такт, мерность.

В ландшафтном искусстве ритм — это повторяемость пространственных форм, элементов форм и интервалов между ними, объединяемых по сходным признакам, их чередование, динамическое развитие самой формы.

При повторяемости одинаковых элементов и интервалов возникает метрический порядок — простейший вид ритма.

Самый простой метрический порядок образуют аллеи, рядовые посадки однопородных и одновозрастных деревьев.

Аллея (фр. allée, от глагола aller — «идти») — дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками.

-46

Для получения ритмического ряда необходимо минимум 3 элемента, а устойчивое впечатление ритма возникает при наличии 5-8. По мере увеличения числа элементов возрастает эмоциональное воздействие ритма, но только до известного предела, после которого наступает утомляющая глаз монотонность.

-47

Метрические и ритмические ряды

Метрический порядок - это простейший вид ритма повторяемых одинаковых элементов и интервалов.

В ландшафте он характерен для аллей с рядами деревьев, размещенных через определенные интервалы. Ритмический порядок - это чередование более выразительных элементов (акцентов) и менее выразительных — пассивных (интервалов).

Движение, заключенное в форме акцента, передается другому акценту и от него последовательно всем акцентам, вызывая пульсацию ритмического ряда.

Варианты ритмических чередований деревьев и кустарников
Варианты ритмических чередований деревьев и кустарников

Избежать монотонности можно с помощью введения сложного синкопированного ритма и использование непредсказуемости в его линейном развитии.

Асимметрия форм акцента и небольшой размер интервала усиливают движение в ряду, тогда как симметрия акцента и большая протяженность интервала замедляют это движение.

Варианты ритмических чередований деревьев и кустарников
Варианты ритмических чередований деревьев и кустарников

Избежать монотонности можно с помощью увеличения элементов ритмического повтора (природные и архитектурные элементы, цвет фактура, материал и т.д.).

-50

Ритмическое повторение цветовых пятен в цветочных композициях.

-51

Ритмическое повторение цветовых пятен в цветочных композициях.

-52