Вспомните ваше детство. Как кидали карбид в лужу, менялись камнями, и в общем-то всем, что нашли, бегали босиком, обливались водой в жару и ругались из-за правил игры.
На протяжении нескольких лет мы думали, какой должна быть детская площадка, как спроектировать пространство, которая будет интересно ребёнку, поможет развивать его социальные и когнитивные навыки. Мы экспериментировали, угадывали, ошибались. Но в итоге поняли, что без научного подхода здесь не обойтись.
Совместно с психологами архитектурно-ландшафтного бюро «AФА» мы провели большое исследование в Тюмени, Екатеринбурге и Новосибирске. Мы наблюдали, как дети взаимодействуют с игровыми объектами, ландшафтом, благоустройством и озеленением. Изучение игровых сценариев длилось 432 часа, анкетирование прошли 720 жителей Брусники (и дети, и взрослые). Когда мы собрали и проанализировали результаты, то пришли к одному принципиально важному выводу.
Какого бы размера, формы, наполнения ни был двор, ребёнок стремится реализовать восемь видов активностей. Он хочет:
- двигаться,
- играть,
- общаться,
- сотрудничать (в том числе пройдя через конфликт),
- экспериментировать,
- отдыхать,
- рисковать.
От степени удовлетворения этих активностей зависит качество игровой площадки. В таком пространстве ребёнок учится навыкам социального взаимодействия, отдыхает, развивает сенсорные системы и экологическое сознание, совершает осознанные рискованные действия, исследует.
Почему песок и палки интереснее турника
Сегодня большинство типовых игровых комплексов отвечают только одной потребности — движение. Дети разных возрастов несколько раз проходят «полосу препятствий», придумывают несколько нетривиальных способов использования оборудования и (так как набор этих способов невелик) довольно быстро покидают двор.
Детская площадка — это не оборудование (пусть даже самое современное), а сочетание покрытия, освещения, игрового ландшафта и озеленения, нестандартных малых архитектурных форм, грамотного возрастного зонирования.
Само игровое оборудование на площадке — его размер, материал, расположение — тоже имеет значение. Детям не интересны элементы, которые не создают условий для игры или дублируют функции соседних (например, несколько однотипных лазалок). Расположение качалок для малышей в зоне движения старших детей снижает их востребованность.
Вместо искусственных покрытий хорошо использовать на площадке природные песок или щепу. Мягкие, они смягчают падение. Детям интересно перебирать щепу или камушки руками, набирать материал в ведёрки. Так в игре развивается мелкая моторика.
Дети используют для игры и ландшафт: спрятаться, забраться на холм или гору, полежать на траве и др. Всё окружающее воспринимается как пространство для игры.
Такое пространство наполнено деталями и природными материалами для преобразования, изучения, исследования — тех действий, которые развивают сенсорику, творчество, учат игре, самоопределению и проявлению инициативы.
Хорошая площадка не та, что нравится родителям и ставит детей в рамки. Она даёт пространство для фантазии и реализации любых активностей. Лучшая площадка — та, которую дети создают сами.
Застройщик ООО «Брусника». Проектные декларации на сайте наш.дом.рф