Найти тему
Psihologistik.online

Ох уж эти заморочки…

Оглавление

Нам наверняка приходилось слышать: «Ох уж эти заморочки…», «Какой же он замороченный человек, ничего не может решить сам…». И многие другие подобные фразы о ком-то в вашем окружении, а быть может вам такие слова передавали и о вас самих.

Крылья-то есть, только нас научили ими не пользоваться
Крылья-то есть, только нас научили ими не пользоваться

Какие глубинные причины?

Как правило такое происходит из-за выученной неуверенности. В данном случае мы говорим о сложности принятия самостоятельного решения по какому-либо вопросу. Корни этой ситуации лежат в более сложном понятии – выученная беспомощность, это явление открыл Мартин Селигман в 1967 году.

Мартин Селигман
Мартин Селигман

Для того, чтобы лучше понять суть этого состояния обратимся к описанию эксперимента, который проводил Мартин Селигман со своими соавторами. Суть эксперимента вот в чем: выделялись три группы подопытных животных, одна из которых была контрольной — с ней ничего не делали. Животные из двух других групп поодиночке помещались в специальную камеру. Она была устроена так, что через цельнометаллический пол подавались достаточно болезненные, но не опасные для здоровья удары электрическим током. Собаки из основной экспериментальной группы некоторое время находились в таком помещении. Они пытались каким-то образом избежать ударов, но это было невозможно. Спустя определенное время собаки убеждались в безвыходности положения и переставали что-либо делать, просто забивались в угол и подвывали, когда получали очередной удар.

После этого их переводили в другое помещение, которое было похоже на первое, но отличалось тем, что там можно было избежать удара током: отсек, где пол был изолирован, отделялся небольшим барьером. Те собаки, которые не были до этого в первой камере, довольно быстро находили решение. Остальные же не пытались что-то делать, несмотря на то что выход из ситуации был.

Подведем промежуточный итог: Если у вас долгое время что-то не получается, то затем вы и не пытаетесь, даже если решение есть.

Выученная беспомощность — это в некотором смысле выученный пессимизм. Одна из книг Селигмана называлась «Выученный оптимизм». Он подчеркивал, что это оборотная сторона выученной беспомощности.

Почему это происходит с вами и вашими знакомыми?

Механизм тот же. Только естественно, никто не сажал вас или ваших знакомых в клетку с электрическим током. Все намного проще.

Принятие решений – это тот же выход из сложной ситуации, как и поиск для собаки места, где ее не будет бить разряд тока. Но если человеку все время указывают на его не верное решение и более того, критикуют самого человека – возникает выученная беспомощность. Корни такой ситуации, как правило, находятся в самом детстве.

Как всегда, приведу пример.

Ребенок подрос достаточно для того, чтобы одеваться самому. На улице осень, дует прохладный ветер, ребенок одел свою любимую панамку и шортики. Он же в них уже ходил на улицу, тогда было можно, вы сами его так обмундировали перед выходом, всего лишь месяц тому назад. Но сейчас он одет явно не по погоде. И вы начинаете… в общем, от слов, что он просто замерзнет и заболеет идет переход на его личную бестолковость и несуразность. УДАР ТОКОМ.

Далее, каждый раз, когда вы не принимаете выбор ребенка с дальнейшей критикой выбора и самого ребенка как личность – следует УДАР ТОКОМ.

Спустя некоторое время с неспособность к принятию решений становится выученной, зачем принимать решение самой(самому) если оно будет не верным, и я же потом получу неприятные слова в свой адрес?

Важно понимать, что подобное выучивание может происходить как в детстве, так и во взрослой жизни.

Что делать, чтобы потом не решать задачи с психологом вам, вашим близким, вашим детям?

В который раз на этих страницах повторю – не критикуйте личность, указывайте на ошибки выбора обоснованно. Да, даже если вы устали, да, даже если это в 123-й раз – все равно, указывайте на ошибки, предупреждайте заранее о возможных последствиях, но не критикуйте личность.

Удачи вам!