Найти в Дзене
Architecture & design

Пропорции в ландшафте

Пропорции Пропорции (от лат. Proportion — соотношение, соразмерность) — соразмерность, определенное соотношение отдельных частей, предметов и явлений между собой; одно из проявлений гармонии. В ландшафтном искусстве пропорции — это соотношения пространственных форм по величине, геометрическому строению, положению в пространстве, цвету, в виде определенных композиций. Процесс решения композиционных задач с помощью пропорций называется пропорционированием. Гармоничные соотношения ландшафтных композиций можно разделить на две группы. • простые - строящиеся на отношении простых чисел. • сложные - основанные на иррациональных числах*, получаемых при помощи геометрических построений. * Иррациональные числа - нельзя записать в виде обыкновенной дроби. Например: √2; π и т.д. Простые Зависимость величин выражается дробным числом, где числитель и знаменатель - целые числа в пределах от 1 до 6. Самое простое соотношение 1:1 - квадрат; 1,5 квадрата - прямоугольник. К простым пропорциональным от
Оглавление

Пропорции

Пропорции (от лат. Proportion — соотношение, соразмерность) — соразмерность, определенное соотношение отдельных частей, предметов и явлений между собой; одно из проявлений гармонии.

В ландшафтном искусстве пропорции — это соотношения пространственных форм по величине, геометрическому строению, положению в пространстве, цвету, в виде определенных композиций.

Процесс решения композиционных задач с помощью пропорций называется пропорционированием.

Гармоничные соотношения ландшафтных композиций можно разделить на две группы.

• простые - строящиеся на отношении простых чисел.

• сложные - основанные на иррациональных числах*, получаемых при помощи геометрических построений.

* Иррациональные числа - нельзя записать в виде обыкновенной дроби. Например: √2; π и т.д.

Простые

Зависимость величин выражается дробным числом, где числитель и знаменатель - целые числа в пределах от 1 до 6. Самое простое соотношение 1:1 - квадрат; 1,5 квадрата - прямоугольник.

К простым пропорциональным отношениям относится так называемый «египетский треугольник» или Теорема Пифагора с отношением сторон: 3:4:5.

Для построения прямого угла при строительстве использовалась веревка, разделенная узлами на 12 частей: треугольник построенный натяжением такого шнура оказывался прямоугольным.

-2

Сложные

Сложные пропорциональные отношения пространственных величин основываются на простой геометрической закономерности их построения. Эти отношения служат функциями простейших геометрических форм квадрата и равностороннего треугольника. Их с достаточной точностью можно заменить целочисленными отношениями.

• отношение диагонали квадрата к его стороне (а:в = 1:√2 и т. д.);

Путем составления математической пропорции можно узнать диагональ любого квадрата - b=(5 *√2):1 b=(5*1,41):1=7,05

• отношение высоты равностороннего треугольника к половине его основания (а:в = 1:√3) b=(4 *√3):1

b=(4*1,73):1=6.92=7

-3

Построение динамических прямоугольников

Различаются два вида прямоугольников:

- статические

- динамические.

У статических прямоугольников отношения сторон выражаются целыми числами √4.

У динамических — иррациональными, в которых длинные стороны равны √2, √3 , √5 Они выражают идею роста, движения и развития в композиционном построении.

-4

Виды пропорционирования

В настоящее время наиболее часто используются 2 вида пропорционирования:

• модульная система пропорций, которая характеризуется кратностью всех размеров некоторой величине, называемой модулем

• золотое сечение, которое широко использовалось античными мастерами, а в эпоху Возрождения его называли «Божественной пропорцией».

-5

Модульная система пропорций

В модульной системе пропорций за основу берется некая единая исходная величина, которая служит мерой пространственного построения (или единицей измерения) композиции, она называется модулем (от лат. modulus — мера).

Кратные соотношения 1:2; 1:3; 1:4 дают в прямоугольной форме повторение квадрата целое число раз, меньшая величина служит модулем большей.

-6
Оформление пешеходной улицы в Барселоне с использованием модуля
Оформление пешеходной улицы в Барселоне с использованием модуля
Оформление пешеходной улицы в Барселоне с использованием модуля
Оформление пешеходной улицы в Барселоне с использованием модуля
-9
-10

Например, ширина парковой дорожки определяется удобством прохода и количеством бетонных плит, укладываемых на нее. В качестве модуля используется отрезок в 75 см. Ширина дорожки соответственно будет 1,5, 2,25, 3 м и т. д.

-11

Расстояние между древесными группами при их размещении в пространстве измеряется диаметром проекции их крон; ширина поляны —высотой ее опушки; расстояние от точки наблюдения до воспринимаемого объекта — его высотой (минимальные размеры этого расстояния должны быть равны 2h или 3h высоте объекта)

-12

Золотое сечение

«Геометрия владеет двумя сокровищами — теоремой Пифагора и золотым сечением. И если первое из этих сокровищ можно сравнить с мерой золота, то второе — с драгоценным камнем»

Иоганн Кеплер

Лука Пачоли (около 1445 - позже 1509) — итальянский математик, написавший трактат о золотом сечении «Божественная пропорция»
Лука Пачоли (около 1445 - позже 1509) — итальянский математик, написавший трактат о золотом сечении «Божественная пропорция»

Золотое сечение известно с древних времен как одно из выражений наиболее гармоничных пропорций. Это такое деление целого на две неравные части, при котором большая часть так относится к целому, как меньшая — к большей.

-14

Геометрическое построение золотого сечения можно построить с помощью прямоугольного треугольника с отношением катетов 1:2.

В точке В выставляем перпендикуляр к АВ и на нём откладываем BD = 0,5 АВ; далее, соединив точки А и D, откладываем DE = BD и, наконец, АС = АЕ. Точка С является искомой — она производит золотое сечение отрезка АВ. Это соотношение является иррациональным. Распространенным и достаточно точным его выражением будет: АС= 0,618, СВ = 0,382, (либо 62% и 38 % всего отрезка). Приближенно это отношение равно 5/3, точнее 8/5, 13/8 и т.д.

-15

Характерной особенностью золотого сечения является образование непрерывного пропорционального ряда в обе стороны — в сторону возрастания и в сторону убывания.

«Устроена она так, что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности» - писал Иоганн Кеплер

-16

Вычисление золотой пропорции

Для вычисления меньшей стороны исходя из большей необходимо умножить длину большей на 0,618. Для вычисления большей стороны - умножить длину меньшей на 1,618.

-17
-18
-19

Золотой прямоугольник

«Золотым» называется прямоугольник, стороны которого находятся в золотой пропорции 1:φ, где φ =1.618

Если отрезать от прямоугольника квадрат, то оставшаяся часть будет опять «золотым» прямоугольником, только меньшего размера.

-20

Проведя диагонали в двух «Золотых прямоугольниках», мы увидим, что они всегда пересекаются под прямым углом.

-21

Если мы продолжим отрезать квадраты от каждого следующего «Золотого прямоугольника» и каждый раз будем проводить диагонали, то увидим, что все получившиеся диагонали будут лежать на одной из пересекающихся под прямым углом диагоналей. Они всегда будут перпендикулярны, а точка и пересечения всегда будет одной и той же точкой 0.

-22

Широкое применение находит золотое сечение в архитектуре и искусстве. Множество архитектурных шедевров построено по пропорции золотого сечения. Эта же пропорция лежит в основе многих бессмертных творений Андреа Палладио, Леонардо да Винчи и Рафаэля. Лучше других эффект золотого сечения иллюстрирует Парфенон.

-23

Универсальным модулем парковых пространств является человек. Витрувианский человек (лат. Homo vitruvianus) — создан Леонардо да Винчи примерно в 1490—1492 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius)

Это фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат.

Он показывает идеальные пропорции человека, связанные с пропорциями круга и квадрата.

Рисунок и пояснения к нему называют «каноническими пропорциями» ставшими одним из великих достижений итальянского Ренессанса.

Благодаря символичности изображения многие считают его отражением строения всего мироздания (пупок фигуры является центром окружности, что вызывает ассоциации с центром Вселенной).

-24

Идеальные пропорции человеческого тела на этом изображении соответствуют отношению между стороной квадрата и радиусом круга: золотому сечению.

Пропорции «Витрувианского человека» сформулированы следующим образом: Рост человека=размаху рук (расстояние между кончиками пальцев разведенных в сторону рук)= 8 ладоням=8 лицам=1,618, умноженному на высоту пупка (расстояние от пупка до земли).

-25

По аналогии с «Витрувианским человеком» Леонардо да Винчи фр. архитектор Ле Корбюзье изобрел собственную систему мер на основе золотого сечения - «Модулор»

В ландшафтном искусстве, ориентированном на создание комфортной среды для человека, такой подход представляется очень важным. «Модулор» изображение гипертрофированной мускулистой мужской фигуры с поднятой рукой высотой 226 см (89 дюймов). Центральная точка фигуры находится на уровне пупка (113 см). Оба числа, умноженные или разделенные на Ф, дают в результате числа Фибоначи. Каждое последующее членение связано с предыдущим

-26

«Игра по членению плоскости» - членение квадрата основанное на размерных величинах Модулора.

-27

«Игра по членению плоскости», где использовано членение исходного квадрата со сторонами 2,26 м.

-28
Примеры членения плоскости в рисунках мощения
Примеры членения плоскости в рисунках мощения

Золотая спираль или спираль Фибоначчи

Спираль эта имеет логарифмический характер коэффициент роста которой равен φ4, где φ — золотое сечение. Поэтому спираль называется «золотой»

Вписывая четвертинки окружностей в «отрезаемые» квадраты «Золотого прямоугольника», мы получим «Золотую спираль». Она часто встречается в природе — в раковинах улиток и моллюсков, расположении семечек в подсолнухе, чешуек в хвойных шишках и т.д.

-30

Наиболее яркие примеры использования спирали в архитектуре можно назвать: Музей Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке, арх. Френк Ллойд Райт. Здание построено в виде опрокинутой спирали, а интерьер напоминает раковину наутилуса.

-31

Наиболее яркие примеры использования спирали в архитектуре можно назвать: Проект памятника III Интернационалу, 1920 г., арх. В. Татлин

-32

Числовой ряд Фибоначчи.

Он строится по следующему принципу: каждый последующий член последовательности Фибоначчи равен сумме двух предыдущих. Начинается она с двух единиц.

-33

В ландшафтном искусстве золотое сечение используется при создании цветников и партеров, в соотношениях размеров планировочных элементов и при построении композиции пейзажных картин. Применение в пейзажных группах затруднено из-за возрастной динамики насаждений.

-34
Использование пропорций золотого сечения в радиусах садовых дорожек и в сопряжении партеров
Использование пропорций золотого сечения в радиусах садовых дорожек и в сопряжении партеров

Масштабность

В ландшафтном искусстве под масштабностью понимают соразмерность или взаимное соответствие величины объемнопланировочных элементов в пространстве, воспринимаемых человеком.

-36

Соразмерность пространственных элементов - это соответствие их размеров росту человека и его возможностям воспринимать и оценивать величину предметов, а также соотношения их величин.

Королевский оперный театр в Копенгагене
Королевский оперный театр в Копенгагене

Докоен (остров Док) состоит из трех бывших промышленных островов во внутренней гавани Копенгагена. Сегодня на центральном острове находится Королевский оперный театр. В будущем южный остров будет превращен в большой общественный парк и подземную стоянку на 300 автомобилей.

-38
-39
Детская площадка в парке им. Горького в Москве
Детская площадка в парке им. Горького в Москве

Сокиринский парк — парк-памятник садово-паркового искусства (Черниговская область, Украина). Парк создан в 1960 году. Площадь — 40 га.

-41
-42

Трептов-парк (нем. Treptower Park) — парк в восточной части Берлина. Известен главным образом гигантским мемориалом в память о воинах Красной армии, павших в боях за Берлин. В Трептов-парк было перезахоронено более 7000 тел, из них более половины неизвестных.

-43