23 декабря 1917г. великий русский композитор Сергей Рахманинов покидал Россию. Газеты сообщали:«уезжает с концертами за границу на два месяца». У него же было предчувствие, что навсегда. Ему 44, впереди - неизвестность. Решение об отъезде пришло задолго до октября: пытался привыкнуть к переменам, наладить жизнь. Но, всё больше приходил к мысли, что музыка сейчас здесь не нужна.
В Россию он больше не вернулся. Не вернулся и в свою любимую Ивановку, куда впервые приехал летом 1890 года. Народу тогда собралось много: владельцы имения Сатины, семья Зилоти, сёстры Наташа, Людмила и Вера Скалон — все родственники Сергея.
Сёстры Скалон сразу привлекли внимание юноши. Особенно приглянулась старшая Наташа, которой он потом много лет доверял в письмах свои радости и печали. Однако, в этот же день, младшая Вера записала в своём дневнике, что влюбилась:
«Неужели это любовь? Я не подозревала, что это мучение. В книгах совсем иначе написано. До сих пор я не задумывалась, нравлюсь ли я Сергею Васильевичу? Но теперь понимаю, что хочу этого больше всего на свете».
Счастливое лето закончилось очень быстро: сёстры уехали в Петербург, Рахманинов — в Москву. Осенняя Москва показалась ему холодной и хмурой:
«Мне здесь не везёт,- писал Сергей Наталье. Зверев вдруг захотел мне сделать подлость, и не позволил Максимову играть со мной. Я остался ни с чем, кроме большого огорчения»
Николай Сергеевич Зверев, который так жестоко обошёлся с Рахманиновым, слыл прекрасным педагогом и обладал особым чутьём на таланты. Он трудился до седьмого пота, и заставлял своих учеников делать также.
В доме Зверева Рахманинова приметил Чайковский, и предсказал ему великое будущее. Хотя, музыкальная карьера Сергея могла закончиться, так и начавшись. 12 летнего Рахманинова, после трёх лет обучения, хотели отчислить из Петербургской консерватории. Из-за разлада между родителями он остался без присмотра: вместо занятий ходил на каток, а единицы, полученные в консерватории, исправлял на четвёрки.
Выход нашёл Александр Зилоти, двоюродный брат Сергея. Он забрал мальчика в Москву и определил в Московскую консерваторию.
С годами деспотизм Зверева стал невыносим для Сергея. Между учителем и учеником появились напряжённость и ссоры, и Рахманинову пришлось уйти.
Но, жить было негде и не на что — 17 летнего Сергея приютила у себя тётка, Варвара Сатина.
В декабре 1890г. Рахманинов отправился в Петербург — туда его повлекла любовь к Вере Скалон. Родители Веры приняли его радушно, но дали понять, что бедный музыкант не пара генеральской дочке.
В 1892г. 19 летний Сергей написал свою знаменитую «Прелюдию». Ему сопутствовал успех и признание, но при этом на жизнь приходилось зарабатывать уроками. Своему исповеднику Наталье он писал:
«Отец ведёт сумбурную жизнь, мать моя серьёзно больна, а старший брат делает долги. Я устал и как -то постарел душой». В это нелегкое время друзья познакомили Сергея с семьёй музыканта Александра Ладыженского. Его дочь Анна, цыганка по происхождению, сумела внести любовь в его бесприютную жизнь. Возможно, по этому, его экзаменационная работа «Алеко» была написана за три недели — уж очень близок был ему сюжет.
В консерватории были поражены пьесой. Рахманинову присудили Большую золотую медаль, а растроганный Зверев, позабыв об обидах, подарил ему золотые часы.
В 1893 году в Большом театре состоялась премьера«Алеко». Поддержка Чайковского дала ему толчок к быстрому признанию, и Сергей задумал новую симфонию.
15 марта 1897 года в Петербурге состоялась премьера Первой симфонии. Сочинение не поняли ни музыканты, ни публика. Провал был катастрофический. После этой неудачи, Рахманинов был подобен человеку, которого хватил удар. У него «отнялись» голова и руки.
Спустя два месяца со дня провала симфонии, сёстры Скалон увезли больного Сергея на дачу в Игнатово, и окружили его заботой и вниманием. Летние дни в Игнатово напоминали ему Ивановку. Только вот радость сменила печаль. Вера вышла замуж за того, кого ей прочили родные. Перед свадьбой с Толбузиным, другом детства, Вера сожгла все письма Рахманинова.
На этот раз осенняя Москва встретила композитора сюрпризом. Он получил предложение от Саввы Мамонтова занять место дирижёра в его частном театре. Дирижирование стало новым амплуа для Сергея, но он был в себе уверен - оркестранты и певцы почувствовали силу его дирижёрской палочки.
Однако сама атмосфера театра его тяготила, и спустя год, несмотря на просьбы и уговоры Мамонтова, Рахманинов покинул театр.
Спустя три года после провала, Рахманинов так и не смог вернуться к активному творчеству. Друзья уговорили его обратиться к Толстому. Его считали «совестью народа» и шли за поиском поддержки.
«Я пришел с Шаляпиным. Вместе мы исполнили песню «Судьба». Толстой казался мрачным, а после сказал, что это вздор, и ему не нравится. Подумать только, ведь я шел к нему как «божеству» .
Рахманинова к творчеству вернул доктор Даль. Его методы гипноза помогли, и уже в декабре 1900 года он с успехом исполнил две части нового Второго фортепианного концерта.
В 1904 году Рахманинов вновь вернулся к дирижёрству, но уже в Большом театре . Этот период его творческой жизни был направлен резким поворотом к опере. На сцене Большого театра были поставлены «Скупой рыцарь», и снова «Алеко».
С приходом первой революции в 1905г. Рахманинов ушел из театра и отправился с семьёй в Дрезден — подальше от суматохи. Там он нашёл покой и создал симфоническую поэму «Остров мёртвых» .
Первая Мировая разрушила многие надежды. Рахманинов смотрел на войну, как на всенародное бедствие:«Мне дали знать, что меня призывают ратником ополчения. Поехал в Тамбов, являться. На пути нам встретились обозы с мертвецки пьяными запасными чинами. Их свист и крики привели меня в жуткое состояние» ..
Спустя год после отъезда из России, после безденежной жизни на окраине Копенгагена, Рахманинов вместе с семьёй покинул Европу. Сергей Васильевич получил предложение из Америки. Но, вначале не решался связывать себя контрактами в незнакомой стране — решил поехать и осмотреться на месте.
Уже к 1922 году композитор стал получать высокие гонорары, и приобрел пятиэтажный особняк на берегу Гудзона. Семья прожила там всего три года. Рахманинов стал заниматься благотворительностью — продал дом и отправил вырученные средства в «послереволюционную» Россию.
Своё последнее произведение «Симфонические танцы» Рахманинов написал в 1940г., в новом доме в Беверли-Хиллс.
« Я купил маленький дом в Беверли- Хиллс. Как правило, с домами мне не везёт. За свою жизнь я купил 6 домов, из них только один был удачный - в Нью-Йорке. И продал его удачно, остальные же или потерял как в России, или почти потерял, как в Германии и Швейцарии».
Сергей Васильевич Рахманинов скончался 28 марта 1943 года. Болезнь была скоротечной— великого композитора убил рак кожи.