У всего есть своя история. История советской кинотехники начинается после подписания Лениным 27 августа 1919 года Декрета "О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению".
В то время в стране было несколько киноустановок и действовали несколько кустарных киностудий. На этой скудной базе был создан первый советский фильм "Уплотнение". В своей статье "102 года советскому кино" я рассказывал об этом фильме.
Несмотря на тяжёлое экономическое положение, Советская власть не оставляла без внимания развитие кинотехники и самого киноискусства.
Первый звуковой
Попытки соединить кино и звук предпринимались с 20-х годов прошлого столетия. Но решить проблему удалось после изобретения способа записи звуковой дорожки на киноленте.
Разработками занимались наши инженеры А. Шорин и П. Тагер. В 1929 году в Ленинграде открылся первый звуковой кинотеатр. А первым звуковым художественным фильмом стал фильм "Путевка в жизнь" (1931)
Первый цветной фильм
В 1936 году в центральной печати появились заголовки, предвещавшие появление на экранах "живых людей" в цветах и красках.
На киностудии "Ленфильм" был организован сектор цветного фильма, которому ставилась задача уже в 1936 году выпустить цветную кинокартину.
Для производства цветного кино сперва использовали аддитивный метод. При таком способе картину снимали на одну пленку три раза через три светофильтра: синий, красный, зелёный.
Затем перешли на субтрактивный метод, при котором с трех негативов печаталась лента с позитивным изображением.
Первым двухцветным фильмом стала лента "Соловей-соловушка" (1936). А первым полноцветным фильмом стал "Иван Никулин, русский матрос", вышедший на экраны в 1945 году.
Первый стереоскопический
Советские ученые и инженеры не оставляли попыток создать объемное кино. И вот, перед войной, в 1941 году выходит первая стереоскопическая лента "Концерт". Изобретатель такого стереокино был инженер С. Иванов. Для просмотра фильма не нужно было надевать очки. Суть изобретения — применение особого киноэкрана с перспективным растром.
Этот способ отличался от того, что было в это время на Западе. Там для получения стереоэффекта применялись специальные очки.
Первый широкоэкранный фильм
А первым широкоэкранным фильмом стал "Илья Муромец" (1956). Для создания такого фильма нужна была сильная материальная база. Ведь если для съемки обычного фильма в то время использовался один киноаппарат, то для широкоэкранного фильма нужно было уже три, снимающего каждый свой участок. Потом все это совмещалось, и, как один из основных недостатков, на экране были заметны стыки.
Советскими специалистами в 1955 был разработан специальный способ, отличавшийся от западных стандартов на основе "Синемаскопа". Были выпущены несколько документальных фильмов, а затем — "Илья Муромец", поразивших зрителем эффектом присутствия.
Вот такие первые вехи и первые шаги были в истории советской киноиндустрии.