Архитектурное наследие Ростова Великого не исчерпывается памятниками Кремля. Несомненный интерес представляет второй градообразующий ансамбль - Спасо-Яковлевский монастырь.
После незабываемой «русской сказки» Ростовского Кремля Спасо-Яковлевский монастырь погружает вас в мир классической архитектуры. Тон здесь задают античные колоннады с торжественными фронтонами, сандрики и коринфские капители, обрамлённые акантовыми листьями.
Главный храм монастыря, Димитриевский собор, построен по заказу супругов Шереметевых – графа Николая Петровича и его возлюбленной жены Прасковьи Ивановны. В историю она вошла как великая русская актриса Параша Жемчугова.
Им суждено было пройти через массу испытаний – самодурство государей, козни завистливых родственников, горнило светских сплетен и чёрной клеветы. Но никто не в силах был помешать великой любви «Мастера и Маргариты галантного века».
В 1801 году, в маленькой церкви Симеона Столпника в Москве, состоялось их тайное венчание. К радостному событию было приурочено освящение в том же 1801 г. собора во имя Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском монастыре. В храм были перенесены мощи святителя. Для Шереметевых его имя значило многое.
Есть версии, что Димитрий, митрополит Ростовский с 1702 г., лично исповедовал первого графа, фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. В 1706 г. тот был жалован Петром I вотчиной Вощажниково в 30-ти верстах от Ростова Великого за взятие Дерпта и других крепостей в ходе Северной войны.
Для счастливой пары новобрачных Димитриевский храм олицетворял воплощенную в камне мольбу о даровании потомства. Параша родилась в семье крепостного крестьянина-кузнеца в ярославской вотчине графов Шереметевых.
И возносить молитву Господу будущая роженица должна была на своей малой родине, под благословением духовного покровителя семьи Шереметевых - святого Димитрия.
Как видно, Бог услышал её мольбы. В 1803 году у 52-х летнего графа и 35-ти летней Параши родился долгожданный наследник. Своего сына, крепкого и здорового младенца, супруги нарекли Дмитрием в честь своего небесного заступника.
Впору вспомнить, как в песне влюблённый герой пел: «Посажу я на земле сады весенние, зашумят они по всей стране». Граф же предпочитал выражать свои чувства возведением великолепных архитектурных ансамблей.
Одновременно с Димитриевским собором по настоянию Прасковьи Ивановны в Москве строился Странноприимный дом, ставший одной из лучших достопримечательностей столицы. Сегодня в нем располагается больница им. Склифосовского.
Автором обоих памятников является замечательный русский зодчий Елизвой Семёнович Назаров (1747-1822), ученик Василия Баженова и Матвея Казакова.
Встречаются мнения, что первый Странноприимный дом, построенный в Москве по проекту Назарова, представлял собой едва ли не маленькую убогую избушку. И лишь потом великий Джакомо Кваренги своим гением превратил её в торжественный мемориал Прасковьи Жемчуговой, подлинное архитектурное чудо.
Сравнение двух зданий, ростовского и московского, заставляет усомниться в подобной оценке. При всех различиях, в основу обоих положены кубические объемы, увенчанные монументальными куполами с полукруглыми окнами. Оба фронтона над центральными портиками украшает одинаковая композиция с расходящимися лучами - «Всевидящее око Господне».
И вряд изначальный Странноприимный дом сильно уступал Дмитриевскому собору в величии и богатстве убранства. Скорее, Кваренги лишь развил замысел предшественника, дополнив композицию боковыми крыльями и выразительной полуротондой.
Считается, что барельефы собора выполнены по моделям русского скульптора эпохи классицизма Гаврилы Тихоновича Замараева (1758 -1823). Ему принадлежат фигурные фризы Странноприимного дома, фриз на старом здании Московского университета на Моховой, а также скульптурное убранство усадьбы князей Гагариных на Поварской улице.
В заключение можно добавить, что граф Дмитрий Николаевич Шереметев глубоко чтил свой «именной» храм в Ростове Великом. Он постоянно поддерживал обитель богатыми вкладами.
На его средства в 1869-1870 гг. художником А.Н. Бубновым в соборе были возобновлены стенные росписи, а также установлен иконостас в классическом стиле.