Время так спрессовано, информации много и зачастую на первых полосах совсем не то, что можно было бы назвать истинными ценностями. А, предположим, вам нужно в очень краткое время увидеть все главные и знаковые достопримечательности Москвы.
Я предлагаю вам вариант, который позволит вам это сделать не дольше, чем за час, причем вы получите такие впечатления, что не даст вам ни одна автобусная экскурсия. Предлагаю вам пешком пройти от Малого Каменного моста до Манежной площади. Вы удивитесь, что на пути следования вы сможете лицезреть все основные достопримечательности, о которых вы много раз слышали.
Добраться туда очень легко. Найдите на своих Яндекс картах автобус М6 и доберитесь любым доступным для вас маршрутом до этой точки.
1.Малый Каменный мост перекинут через Водоотводной канал, который был сооружен в конце XVIII века. Такие каналы делались для отведения воды и уменьшения силы наводнений. Это, конечно, помогало, но не всегда. В истории Москвы известен случай катастрофического наводнения в 1908 году, когда уровень воды поднялся на 9 м. Фактически вода из основного русла Москвы - реки соединилась с водой Водоотводного канала. Многие постройки острова Балчуг, который находится между этим двумя водными артериями, были затоплены.
2.Если мы взглянем с Малого Каменного моста направо, то увидим Кадашёвскую набережную. Вдали Лужков мост. Название Кадаши, происходит от слова «кадушка». В XV- начале XVI тут жили бондари, делали бочки, кадушки, были поставщиками царского двора. Позднее здесь организовалась одна из самых известных в Москве полотняных (хамовных) мануфактур. Здесь селились те, кто работал на текстильном производстве и обеспечивал его. Также здесь бойко шла торговля. Застройка набережной сформировалась согласно «Прожектированного плана» 1775 года и отличалась тем, что дома были одного типа: на первых этажах – торговые лавки, наверху жилые покои. К сожалению большинство старинных построек было утрачено в начале нулевых. Слава Богу, что нынешняя застройка хотя бы не выбивается из общего вида старой Москвы, во всяком случае, это не Москва – Сити.
3.Лужков мост был построен 1994 году, к проектированию ограждений причастен Зураб Церетели. Мост соединяет Болотную площадь с Кадашёвской набережной. Мост называют Лужковым, потому что ранее на месте Болотной площади был Царицын луг. Но многие считают, что название возникло в честь Юрия Михайловича. Еще у него есть другое неофициальное название «Поцелуев мост». На мосту влюбленные вешают замочки на специальные железные деревья. Правда, их периодически очищают, иначе бы мост давно бы провалился вместе с этими деревцами под своей тяжестью. Ничто не вечно под Луной, как говорится.
Но есть и официальное название – «Третьяковский мост», потому что он является частью архитектурного комплекса Третьяковской галереи. Поэтому, как бы вас не катали на автобусной экскурсии по Москве, ничто так не дает возможность изучить столицу, как пешие прогулки. Вы сразу начинаете понимать, как в Москве все рядом.
4. А теперь давайте посмотрим налево. Мы видим свежеотреставрированную ГЭС №2, которая функционировала до 2006 года. В данном случае ГЭС – это не гидроэлектростанция, хотя стоит она на берегу Водоотводного канала. Она работала на каком-то горючем топливе (мазуте, скорее всего). Отреставрировали ее не для продолжения функционирования как электростанции. А для того, чтобы сделать культурным центром. Для того, чтобы прорекламировать это место и будущее назначение здания, в нескольких десятках метров от входа, ближе к воде, разместили скульптуру «Большая глина №4…» швейцарского скульптора Урса Фишера. До нас ее выставляли в Нью – Йорке и во Флоренции. Слава тебе, Господи, ее поставили тут не на веки вечные, а временно. Скоро увезут. А то как - то уж совсем нелепо она выглядит в старейшем районе Москвы. Просто, как оскорбление или плевок. Но, с другой стороны, что ж удивляться то? У нас сейчас культурой и архитектурой руководят про - западные либералы, которые как раз пытаются нас «валенков» окультурить и приобщить к мировому искусству. Все это нелепо от того, что запад сам уже устал от подобных творений, наши как всегда «протормозили». А мы теперь должны по их милости любоваться позавчерашним искусством. Я писала об этом в статье «Немного о «насмотренности», концепции и постмодернизме. Или «Большая Глина № 4», как проявитель художественного вкуса».
5. Вдали за «Глиной…» виден памятник Петру I Зураба Церетели. С этого ракурса мы видим его со спины. Но у меня есть фотографии анфас. Там же, за ГЭС №2 видны корпуса из красного кирпича бывшей когда-то на этом месте кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Сейчас это Арт – кластер. (Мне это не русское слово «кластер» напоминает совсем уж неприятное слово «клистир» (клизма так раньше именовалась)). Но, собственно, наверное, это не совсем уж неверные ассоциации по отношению к некоторым нашим дизайнерам, художникам и прочим современным творцам. Во всяком случае, для моего уха более благозвучно название Арт- пространство.
6. То, что мы видим первым, спустившись с Малого Каменного моста на ул. Серафимовича и повернув голову направо, это Репинский скверик. Я подробнее рассказывала о нем в статье «Прогулка по Балчугу принесла интересное открытие». Болотную набережную, и скверик в этом году замостили плиткой, поменяли бордюры и освещение. Это стандартный набор действий подрядных организаций по благоустройству той или иной территории Москвы. Отделка тоже стандартная – серая плитка под белый гранит. К сожалению, не смотрится дорого или благородно. Достаточно простенько. Это очень обидно, потому что, например, в Питере Невский проспект отделан благородным красным гранитом и это смотрится, прямо скажем, по – имперски. Уж не готовят ли Питер к тому, чтобы сделать из него опять столицу? Фото можно посмотреть в моей статье «Дураки и дороги. Московские особенности».
Прежде всего надо понять, что мы находимся на острове Балчуг. Остров возник в результате строительства Водоотводного канала.
Само же название по московским легендам известно со времен Ивана IV Грозного, когда царь открыл на Балчуге первый кабак для своих опричников. Но по историческим документам Балчуг впервые упоминается во времена отца Ивана Грозного, Василия III, тоже в контексте устройства отельного города, где можно было выпивать. О происхождении самого слова спорят, так как одни ученые считают, что он произошло от татарского слова «грязь», другие, что от слова «балчук» (рыбный привоз, торг). И то, и другое здесь было в наличии. И даже существовало слово «балчужная», как характеристика бабы-торговки, которая любила покричать, побраниться.
7. Слева начинается и тянется на протяжении целого квартала «Дом на набережной». Его история – это тема для отдельной статьи или даже целой монографии. Там столько тайн, столько историй о страхе, подлости и наоборот о доблести и чести, что в двух словах даже не хочется говорить. Но всем известно произведение Юрия Трифонова «Дом на набережной», собственно говоря после публикации этого романа за домом и закрепилось его название. В годы репрессий в народе его называли совсем иначе («Каземат на Берсеньевской», «улыбка Сталина», «ловушка для большевиков», «дом предварительного заключения» и тому подобное). Около 700 человек было арестовано в этом доме, учитывая, что селили здесь только коммунистическую элиту и высокопоставленных государственных деятелей, и военных начальников. Построен он был в 1931 году в стиле конструктивизм.
Половина нашей экскурсии закончена. Если кто-то устал, то тут можно сесть на какой-либо из автобусов и отправиться домой. А с теми, кто хочет продолжить, мы это сделаем в следующей статье.
Продолжение можно прочитать в части II и части III.