Найти в Дзене
Путь продолжается

Мастерская фаянса в Конаково

Сотрудница провела нас в производственную мастерскую предприятия "Конаковский фаянс". Предупредила, нужно осторожнее двигаться, не размахивать руками и не толкаться. «Если вы что-то роняете, вы это покупаете. А зачем вам разбитое изделие, если можно купить нормальное».

В мастерской
В мастерской

Сотрудница подошла к лотку, на котором лежала глина. Взяла глину в руки, и начала рассказывать. В её руках не глина, а фаянсовая масса, и это субстанция более сложная, чем просто глина. В состав входит полевой шпат, кварцевый песок и вода. На старый фаянсовый завод привозили глину с территории Донецкой области, а песок местный, из Тверской области. Нынешнее конаковские мастера фаянсовых дел покупают глину у предприятия «Кубань-фарфор».

В мастерской
В мастерской

Фаянсовую массу делать не сложно, но долго. На изготовление массы уходит примерно десять дней. Сначала глину «распускают» в воде до состояния густых сливок. Песок растирают в пыль до консистенции сахарной пудры. Компоненты смешивают в нужной пропорции. Состав проходит магнитное очищение, то есть магнитом удаляют мельчайшие металлические вкрапления. Если их не удалить, то на посуде остаются чёрные точки, что является браком. Затем масса выстаивается в подвале, обезвоживается. Затем специальные машины её мнут, и фактически тоже удаляют воду, ту, что осталась. Готовая масса, мягкая и пластичная, поступает в формовочный цех, из неё делают плоские изделия. Жидкая масса у производственников называется шликер, и тоже поступает в формовочный цех.

Гипсовые формы
Гипсовые формы

В формовочном цехе, не трудно догадаться, изделиям придают форму. Бывают изделия полые и плоские. Тарелки, блюдца и блюда - плоские изделия, их делают на специальном штамповочном станке. Все остальные изделия – полые. Чтобы создать полое изделие нужна гипсовая форма. В эту форму заливают фаянсовую массу. Для чашки нужны две гипсовые формы, для сосуда и для ручки. Для скульптур нужно больше гипсовых форм. Подставка, сама фигура, допустим, ещё букет цветов в руках, и, допустим, собачка рядом. Для фигуры иногда тоже нужно несколько форм. Иногда отдельно делают ноги, иногда – руки, иногда – голову. Да мало ли, что придумает художник, а модельщик затем должен создать гипсовую форму, или несколько, чтобы можно было тиражировать изделие.

На полках лежат гипсовые формы, стянутые резинками, в которых залита фаянсовая масса. Мастер заливает шликер в формы. Гипс вступает во взаимодействие со шликером, как губка впитывает влагу. Постепенно образуется так называемый черепок. Через некоторое время деталь достают из формы. Вручную полируют губкой каждое изделие, чтобы не осталось следов от формы.

В мастерской
В мастерской

Затем начинается склейка. К чашкам приклеивают ручки, к чайникам- ручки и носики, а скульптурам – всё, что нужно, ножки, ручки, головы, букетики, подставки, и всё-всё-всё, что придумал художник. Склеивают изделия специальным составом, в который входит керамический клей. После этого изделию дают высохнуть.

Как делают плоские изделия, тарелки, проще говоря. На столешницу полуавтомата кладётся форма в перевёрнутом виде. На неё кладётся фаянсовая масса, в виде заготовки для пирожка, Головка станка опускается и расформовывает пласт по форме. Вместе с формой тарелка снимается и кладётся в сушку. Если снять сразу, то тарелка деформируется. Изделия имеют светло-серый цвет. Ломаются без усилий, как плитка тёплого шоколада.

В мастерской
В мастерской

Для того, чтобы изделия стали крепкими, нужен обжиг. Некоторым изделиям нужно два обжига, некоторым – три обжига. Первый обжиг делает посуду твёрдой и крепкой. Он начинается с температуры в 50 градусов, доходит до 1300, и затем постепенно снижается.

Есть способ декорирования, который делают до обжига. Декор наносят шликером с добавлением краски.

В основном декорирование начинается после первого обжига. Оно называется подглазурное декорирование. Обычно наносят краски на тарелки кисточками разной ширины. На вращающийся круг ставят тарелку и ведут кисточкой, получается узор. Наносят декор и способом трафаретной печати, аэрографом. Есть способ декорирования, который называется шелкография. На рамку – шелкограф – натягивается ткань, на ней делается рисунок. Все ненужные места замазываются желатином. Работница прислоняет рамку к тарелке и шпателем переносит краску на тарелку. Это ручной шелкограф. Есть шелкографы автоматические и полуавтоматические. Есть способ нанесения краски тампоном. Получается интересный объёмный эффект.

Художник-декоратор, мого лет отработавшая на заводе имени Калинина, сейчас снова занимается любимым делом
Художник-декоратор, мого лет отработавшая на заводе имени Калинина, сейчас снова занимается любимым делом

После того, как подглазурное декорирование сделано, его покрывают глазурью и отправляют в печку на второй обжиг. Второй обжиг проходит примерно так же, как и первый, но температура чуть меньше. После второго обжига посудой можно пользоваться, она приобретает товарный вид.

Иногда используют способ росписи, который называется надглазурный. Посуду покрывают глазурью и отправляют на обжиг, и в чистом белом виде она поступает к декораторам. Не все краски выдерживают очень высокую температуру. Многие краски выдерживают температуру до восьмисот градусов. Надглазурное декорирование более яркое. Обводка золотом тоже, «золотой» краской, тоже делается над глазурью. И ещё, один из основных видов декорирования – деколь. Это переводная картинка, которая переводится на тарелку или вазу, и получаются сервизы, похожие на знаменитые гэдээровские «мадонны». Думаю, у многих людей в сервантах стоят такие.

-7

Изделия с надглазурным декорированием обжигают в третий раз, чтобы рисунок закрепился на черепке, соединился с ним.

Так производится фаянс. На вопрос туристки, чем отличается фаянс от фарфора, был дан чёткий ответ, технологией производства. Гм. Будем разбираться.

Кафе при магазине
Кафе при магазине

Пьём кофе в кафе при магазине мастерской, и едем дальше. А здесь об истории развития фаянса в Конакове.