Технология, о которой речь пойдёт в посте, совсем не новая. Не сегодняшнее изобретение. Но, как показывает практика, иногда новое, это хорошо забытое старое.
Многое, что сейчас с попытками разной успешности, пытаются внедрить на морских судах, изобретено давным-давно. Но широкого распространения не получало, оставаясь, когда только экспериментальными моделями, когда мелкосерийным производством.
Но сейчас это "многое" достаётся из чуланов, с этого "многого" сдувают пыль, придирчиво вертят в руках, а потом вдруг решают - А, что... годная штука. Сейчас немного доработаем, придадим лоска, грамотно разрекламируем, и готово. Пришли к успеху.
Причина этих действий проста - гайки закручивают всё сильнее. А название этого гаечного ключа, к которому ещё и рычаг приспособили для увеличения силы затяжки - Экология.
Повестка дня проста до невозможности - снижаем карбоновый след. Причём, снижаем до полного исчезновения. Впрочем, это тема отдельного поста. Сейчас о технологии "воздушной смазки" подводной части корпуса судна.
Рассечь воздух легче, чем растолкнуть воду. Поэтому велись и будут вестись научные работы - как снизить трение корпуса судна в воде, как уменьшить сопротивление воды движению судна. Все эти обводы, бульбы. Но работали не только с обводами корпусов. Разрабатывались и красочные покрытия корпусов. Одни краски препятствуют обрастанию корпусов. Другие обладают водоотталкивающим эффектом
Идея создать воздушную прослойку между корпусом судна и водой висела в воздухе довольно давно (извиняюсь за тавтологию). И даже что-то делалось в этом направлении. Но дальше экспериментов дело не пошло.
И вот сейчас одна компания доработала эту идею и вполне себе так успешно внедряет её на рынке морских технологий.
Название идеи и материального воплощения - воздушная смазка, пузырьковая система.
Работает так - на борту судна устанавливают дополнительные воздушные компрессоры и воздушные магистрали. В днищевой части корпуса делают вырезы и в этих вырезах монтируют сопла. К этим соплам подводят трубы воздушной магистрали. Во время движения судна компрессоры подают воздух в эти сопла под давлением. Получается много-много воздушных пузырьков, которые и создают своеобразную воздушную подушку между водой и корпусом судна. Нет, полностью воду они, конечно не вытесняют. Но полученная водовоздушная смесь уменьшает трение корпуса судна в воде.
Вот так. Всё просто.
Ну, ладно. а есть ли рабочие установки такой смазки? Есть.
Первая коммерческая установка такого типа была смонтирована на круизном лайнере NORVEGIAN JOY.
А самое большое судно с такой установкой, это рудовоз SEA VICTORIA, дедвейтом 324 300 тонн.
В жизни распылители воздуха выглядят так
Установка этой системы обошлась судовладельцу в пять миллионов долларов.
Сейчас этой системой судовладельцы интересуются всё больше. По данным, которые предоставляет компания- разработчик системы, эта "воздушная" смазка позволяет экономить 5-8% топлива, что в нынешних реалиях цен, довольно прилично. Ну, а где экономия топлива, там и уменьшение вредных выбросов в атмосферу.
Компания-разработчик нужды в заказах сейчас не испытывает совсем. Тридцать новых судов для компании MSC будут оснащены такими системами. Есть заказы и от Maersk, Carnival Cruise и других судовладельцев.
Такие вот технологии. А куда деваться?