Найти в Дзене
Загадки истории

Триумф революции #4.4/По заветам "Великого Кормчего" /4.Личный раб Мао

Оглавление

По заветам "Великого Кормчего"

4.Личный раб Мао

Среди политических лидеров Китая было немало умных, талантливых, энергичных, волевых людей. Но всех их рано или поздно переезжало ко­лесо истории, которым умело и неиз­менно управлял Мао Цзэдун.

И только правая рука «великого кормчего» Чжоу Эньлай сумел из­бежать общей судьбы — он сделал все, чтобы Мао не мог без него жить...
Несмотря на все взлеты и падения Китайской Народной Республики, там было только двое человек, чья репута­ция всегда оставалась незыблемой. Одним из них, естественно, был лидер революции и коммунистического Китая Мао Цзэдун. Вторым - его ближайший соратник, второе лицо государства Чжоу Эньлай.

Аристократ во френче

Будущий премьер-министр родился в 1898 году в провинции Цзянсу, которая находится на востоке Китая. Родословная Чжоу Эньлая уходит в седую древность — его предком был основатель не­оконфуцианства Чжоу Дуньи, живший еще в XI веке. Семья Эньлая принадлежала к богатому сословию государственных клерков, так что его будущее, казалось, было предопределено.
С раннего детства Чжоу проявлял интерес к литературе и нау­кам. По его собственному выражению, он усиленно учился, чтобы «стать великим человеком, который будет нести ответственность за будущее страны». Чжоу поступил в частную школу, где был одним из лучших учеников, особенно отличившись на поприще школьных Дебатов. Хотя его личную жизнь трудно назвать счастливой, отец, небольшой чиновник финансового управления, до срока овдовев, отдал маленького сына в семью своего бездетного брата. А в 1910-м мальчика взял к себе на воспитание другой дядя по отцу служивший полицейским офицером в Мукдене (сегодня Шэньян). Так что у мальчика было три матери и отца, причем со своими родными родителями он прожил совсем недолго. Возможно, отсюда и происходили его моральная целостность и строгость: Эньлай прекрасно учил­ся, хорошо себя вел и был примером для окружающих.
Когда Чжоу было 19 лет, в соседней России произошла коммуни­стическая революция. К тому моменту Эньлай уже был знаком с учени­ем Маркса, которое ему нравилось: «Капитал» он прочел за одну ночь и благодаря этой книге тотчас изменил убеждения.
Его все больше и больше интересовала политика — Чжоу активно участвовал в забастовках и основывал группы единомышленников. Его «Общество пробуждения сознания», организованное в 1919 году, быстро наладило контакт с другими коммунистическими ячейками страны. Правда, после одного из коммунистических маршей, в ко­торых он участвовал, последовало его исключение из университета.
И Чжоу Эньлай отправился в Европу продолжать обучение. Но больше его интересовала революционная деятельность, опыт кото­рой он пытался перенимать в разных странах. Так, он следил за заба­стовками шахтеров в Лондоне, встречался с Коминтерном в Берлине и, наконец, вступил в коммунистическую ячейку в Париже. В этой ячейке состоял также и Дэн Сяопин, позднее (в 1980-х годах) факти­чески руководивший Китаем.
В 1921 году была создана Коммунистическая партия Китая. Чжоу Эньлай основал ее европейское отделение и вернулся в Китай, чтобы принимать непосредственное участие в делах партии. Он на время стал главой партийного отделения в Гуандуне, где призывал жителей провинции к поддержке Сунь Ятсена. Далее его перевели в военную Академию Вампу, где он стал начальником отдела пропаганды.

Всегда рядом

Во время 1-го и 2-го Восточных походов Чжоу Эньлай был на пере­довой вместе с курсантами. Он не только успел повоевать, но и прини­мал участие в работе очередных съездов КПК и Гоминьдана. Когда Энь­лай находился в Гуанчжоу, у него случилась судьбоносная встреча - он познакомился с другим выдающимся китайским революционером Мао Цзэдуном. Будущий лидер Китая в то время был уже членом ЦК КПК, кандидатом в члены ЦИК Гоминьдана и редактором журнала «Полити­ ческий еженедельник». К своей чести, Чжоу понял, что Мао ждет боль­шая судьба. С тех пор эти два китайских коммуниста не могли обходить­ся друг без друга. Не менее тесная связь у Чжоу была и с антиподом Мао - неординарным политиком и выдающимся полководцем Чан Кайши. Когда Эньлай служил в Академии Вампу, его начальником был Чан Кайши, который тогда являлся активным членом партии Гоминьдан и старательно делал карьеру. Они тесно общались, но по­сле периода общей борьбы с японской оккупацией их пути разо­шлись: Чан Кайши на время стал диктатором Китая, а Чжоу под ру­ководством Мао — его принципиальным противником, сменившим Чан Кайши на вершине власти.
До 1949 года Чжоу Эньлай прошел множество ступенек, в основ­ном в ранге функционера компартии, которая пыталась взять власть: за свои убеждения он успел посидеть в тюрьме, побывать в СССР по линии Коминтерна, поруководить военным отделом партии, в ка­честве начальника штаба участвовать в Великом походе протяжен­ностью 10 тысяч километров, скрываясь от преследований армии Гоминьдана. Мао всегда был где-то рядом - они ощущали необходи­мость друг в друге. В 1949 году, когда революционная армия Китая, возглавляемая Мао, вошла в Пекин, они на трибуне стояли рядом. Начиналась новая эпоха, и если Мао уверено шагал по коммунисти­ческим ступенькам в бессмертие, то большинство его революцион­ных и боевых товарищей отправились вниз - в забвение.
Но не Чжоу Эньлай - похоже, он знал секрет политического дол­гожительства.

Чжоу Энлай стал для Мао незаменимым человеком
Чжоу Энлай стал для Мао незаменимым человеком

Путь дипломатии и уступок

С деятельностью Чжоу Эньлая после 1949 года связаны все основ­ные этапы народно-хозяйственного строительства КНР. Он был пре­мьером Государственного административного совета и министром иностранных дел КНР. Благодаря Чжоу китайская дипломатия до­билась значительных успехов: в современной китайской и западной историографии Чжоу Эньлай считается инициатором «пяти прин­ципов мирного сосуществования».
На этом этапе Чжоу Эньлай много сделал для развития дружбы с СССР. Будучи прагматиком, он понимал, что советская сторона всегда поможет братскому народу финансами, кадрами и оружием.
Однако не Эньлай определял путь развития Китая. И к концу 1950-х годов Мао, испуганный разоблачением культа Сталина, путь которого он тщательно копировал, потребовал изменить отношения с Москвой в сторону охлаждения.
В Китае начался период «Большого скачка», потом грянула «куль­турная революция». Революционеру-романтику Мао Цзэдуну каза­лось, что в коммунизм можно попасть «с заднего хода», стоит только немного поднапрячься - например, уничтожить воробьев, каждый из которых съедает 3-5 граммов зерна, нанося гигантский урон сель­скому хозяйству. В итоге в стране за 3 дня было уничтожено более 1 миллиарда воробьев. Потом принялись строить домны и варить сталь в домашних условиях — почти как борщ. А после этого чистить стройные ряды от «буржуазной скверны» - в ходе «культурной ре­волюции» было репрессировано около 5 миллионов членов партии и десятки миллионов простых граждан. Из 13 членов Политбюро не тронули только четырех, в том числе и Чжоу Эньлая.
Вероятно, его главный секрет был в том, что Эньлай, выходец из аристократических кругов, прекрасно понимал, что у него нет шан­сов стать первым. Страну голодных и рабов, отважившихся на со­циальный эксперимент, должен был возглавлять такой же бедняк, каким был Мао. И Чжоу тщательно скрывал свои амбиции: в нуж­ное время каялся, не говорил лишнего, всегда и во всем соглашался с Мао, какую бы чушь тот ни нес.
Да и «великий кормчий» знал, что Чжоу никогда не подведет, всегда подставит плечо, найдет выход из самой безнадежной ситу­ации.
Этот молчун и трудяга спасал Китай в течение четверти века. Бла­годаря ему китайские эксперименты в экономике не были столь пла­чевны, как могли бы быть, он заставил другие страны уважать Китай как равноценного партнера, наладил отношения с СССР и США.
Эньлай спасал Китай до тех пор, пока сам не надорвался: в 1972 году у него нашли рак. Но и после этого 74-летний премьер отказался уйти на «заслуженный отдых» — он хотел устранить из власти «банду четы­рех»: жену Мао Цзян Цин со своим окружением, которая по-прежнему пользовалась покровительством престарелого, но, как и раньше, могу­щественного мужа.
Продумав новую расстановку кадров, он отправился в Чанша, где в то время находился Мао, и, опередив Цзян Цин, заручился поддержкой «вождя». И только 8 января 1976 года Чжоу Эньлай скончался.
Мао отреагировал на смерть своего соратника так, как и положе­но господину принимать смерть раба: не пришел на похороны и во­обще сделал вид, что не заметил его ухода.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)