- А почему бы тебе не выиграть это состязание? Не для себя, нет. Ты можешь участвовать от имени принца Дурьодханы, а потом просто передать ему выигрыш...
- Начало истории: Глава 1
- Все главы
Глава 99
Государство Панчал. Кампилья
- Принять участие в сваямваре могут только принцы и цари, - говорил Арджуна братьям, сидя у костра, - а мы скрываемся под видом брахманов. Нас там никто не ждет.
И братья решили последовать совету мамы – покинуть Кампилью тем же вечером.
Старик-гончар, давший им кров, уже спал. Они не стали его будить, поклонились молча и отправились к выходу из города.
А во дворце принцесса Драупади продолжала смотреть на портрет Арджуны:
- Принц, вы обязательно будете на моей сваямваре, - говорила она, - я в этом твердо уверена. Господь Шива указал мне на вас, а Говинда сказал, что судьба не нуждается в приглашении…
Принц Арджуна задумчиво смотрел с портрета на говорившую с ним Драупади.
*****
На утро звуки раковин и барабанов возвестили о начале праздника. Принцы и цари один за другим въезжали на арену для испытания на легких колесницах, а глашатаи выкрикивали их имена.
Среди них был наследный принц Видарбхи Рукми, тот самый, что не желал отдавать свою сестру замуж за Кришну.
Далее было объявлено прибытие наследного принца Хастинапура Дурьодханы. За ним следовал царь Ангапрадеша Карна. Царь Гандхара Шакуни тоже был среди гостей, как и принц Духшасана, всегда и везде сопровождавший своего старшего брата Дурьодхану.
Церемония встречи прибывших на сваямвару отличалась поистине царским размахом. Каждому гостю омывали стопы молоком, и пока он шел к своему креслу, осыпали его тысячами благоухающих лепестков.
Принц Дурьодхана вместе с братом и дядей, занимая свои места, довольно надменно посмотрели на царя Друпаду, и лишь Карна почтительно поклонился отцу невесты.
Дурьодхана, став наследным принцем, вообще на все вокруг смотрел свысока. Его брат Духшасана с детства привык во всем подражать брату, а потому самодовольное выражение не сходило и с его лица.
Их дядюшка Шакуни не верил никому и ничему, его глаза скользили по лицам присутствующих, стараясь разгадать их замыслы.
Ангарадж Карна был открыт и честен. Он восхищался пышностью и красотой церемонии. Видя недоверчивый взгляд Шакуни, Карна спросил:
- Вы все еще считаете царя Друпаду нашим врагом? Но если враг достоин похвалы, благородный человек похвалит даже врага.
- Меня не волнует благородство, - усмехнулся Шакуни, - для меня главное – победа.
Тот факт, что Гуру Дрона помирился с царем Панчала, оставив в прошлом обиды и вражду, не убедил Шакуни, да, он по-прежнему считал Друпаду врагом.
По его мнению, чтобы действительно стать союзником Хастинапура, Друпада должен был выдать свою дочь за принца Дурьодхану.
Когда все гости собрались, царь Друпада взял слово. Он поприветствовал принцев и царей, принявших его приглашение. Он напомнил им, что его дочь принцесса Драупади, рожденная из огня, это подарок Богов.
И такой подарок достанется лишь самому достойному, доказавшему свою доблесть.
Затем он передал слово своему сыну Дхриштадьюмне, стоявшему в центре арены, чтобы тот подробнее рассказал об условиях испытания.
- Вам предлагается взять в руки оружие, которое обычный воин не сможет даже поднять, - объявил Дхриштадьюмна, указав на великолепный белоснежный лук, лежащий перед ним.
По словам принца, такое небесное оружие мог поднять лишь тот, кто полностью уверен в своем искусстве, даже тень сомнения сделает этот лук тяжелее горы.
- Натянуть тетиву на этом луке сможет лишь человек, свободный от гнева и корысти. Такой герой использует свои способности не для того, чтобы что-то получить, а лишь для того, чтобы совершенствоваться в своем искусстве.
Пока Дхриштадьюмна говорил, лица некоторых гостей все больше мрачнели. Принц Дурьодхана встревожено переглядывался с Шакуни.
А сын царя Друпады, тем временем, выпустил стрелу из своего лука, направив ее в небо. Все подняли глаза.
Стрела озарила небеса яркой вспышкой, на месте которой они словно растворились, и перед взором присутствующих явилось черное пространство Вселенной с мириадами звезд. И в этом открывшемся пространстве плавала волшебная рыба серебристо-голубого цвета.
Принцы и цари изумленно наблюдали за происходящим, Карна одобрительно кивал, восхищаясь великолепным выстрелом Дхриштадьюмны. А тот продолжал:
- Принцы и цари! Глаз этой рыбы – ваша цель. Ее нужно поразить, глядя на отражение этой рыбы в воде, - и Дхриштадьюмна указал на небольшую купель в центре арены, - для этого у вас будет только одна стрела.
Прошедший это испытание получит руку моей дорогой сестры! – закончил свою речь сын царя Друпады.
Шакуни посмотрел на принца Дурьодхану:
- Мой дорогой, ты сможешь это сделать? – спросил он вполголоса.
- Конечно нет, - раздраженно ответил племянник, - я плохо стреляю из лука. К тому же, на свете нет такой женщины, ради которой я соглашусь на подобное унижение! Эти условия невозможны!
Царь Шакуни вздохнул. Он уже неоднократно объяснял Дурьодхане, что дело не в принцессе Драупади, а в отношениях с царством Панчал. В первую очередь он думал о политике:
- Мы объединили силы Хастинапура, Гандхара, Ангапрадеша и половины царства Панчал, которой правит Ашваттхама, - напомнил Шакуни племяннику, - а через брак с Драупади мы получили бы сильных союзников в лице ее отца и брата.
И тогда, очень скоро, ты смог бы стать императором всей Бхараты.
Дурьодхана слушал эти слова и раздражался еще больше:
- Но я не смогу это сделать, дядя! И никто не сможет! Это не сваямвара, а насмешка над всеми царями и принцами. Если бы они хотели выбрать лучшего воина, то устроили бы состязания на разных видах оружия. Но это… Разве есть кто-то в Бхарате, кто сможет пройти это испытание?!
- Я могу пройти его, - вдруг сказал сидящий рядом Карна. – Если бы это испытание не было частью сваямвары, я бы принял в нем участие.
Ангарадж Карна приехал в Кампилью в качестве гостя, сопровождая своего друга Дурьодхану. Он не претендовал на руку принцессы.
Царь Шакуни, все это время напряженно о чем-то размышлявший, вдруг улыбнулся и сказал Карне:
- А почему бы тебе не выиграть это состязание? Не для себя, нет. Ты можешь участвовать от имени принца Дурьодханы, а потом просто передать ему выигрыш.
Ангарадж нахмурился:
- Но это же нарушение Дхармы. Разве можно выиграть жену для кого-то другого?
- Нарушение Дхармы? – переспросил Шакуни, - Сын Ганги Бхишма делает это всю свою жизнь!
И он напомнил, что когда-то Бхишма отправился на сваямвару вместо своего младшего брата, чтобы привезти ему сразу трех принцесс царства Каши.
- Так что, с позволения наследного принца Дурьодханы, - и тут дядюшка многозначительно посмотрел на племянника, - Ангарадж Карна может участвовать в испытании от его имени.
Дурьодхана улыбнулся и кивнул:
- Я даю свое разрешение, Ангарадж Карна. Ты должен выиграть эту девушку для меня!
Для Карны желание друга было законом. Видимо, более важным, чем законы Дхармы:
- Хорошо, я приму участие в этом испытании, - ответил он.
*****
Пройдя уже достаточно большое расстояние от Кампильи, братья Пандавы решили, что их матушке нужен отдых. Они увидели в лесу заброшенную хижину, и остановились в ней.
Дальше они собирались отправиться в Намишаранью, а на пути туда не было ни одной деревни или города. Поэтому нужно было пройтись по окрестным деревням, собирая подаяние в дорогу.
Братья Пандавы оставили царицу Кунти отдыхать в хижине, а сами пошли по округе, направляясь к ближайшей деревне.
- Но есть ли там сейчас кто-нибудь, - рассуждал Накула по дороге, - возможно, все отправились на сваямвару…
- Я слышал, - добавил Сахадева, - что всем, пришедшим на праздник, будут дарить золотые монеты. Царь Панчала сам объявил об этом…
К тому же, все подданные хотят увидеть принцессу, говорят, она настолько прекрасна, что увидевший ее сразу забывает обо всех своих печалях.
Арджуна шагал по пыльной дороге, слушая разговор братьев, а перед его глазами стояло лицо принцессы Драупади, выглядывающей из кареты…
Словно пытаясь избавиться от наваждения, Арджуна непринужденно рассмеялся:
- Вот принцы и отправились на эту сваямвару, чтобы забыть свои печали…
<< Глава 98 | Глава 100-101 >>
Источник: Древнеиндийский эпос "Махабхарата" и одноименный сериал. Вольный пересказ
#махабхарата #махабхарата сериал #рассказы