Найти тему

Как богатели и любили Отечество Демидовы

«Делами - не словами» - девиз дворянского рода Демидовых. Только вот богатейшими помещиками меценаты и промышленники Демидовы стали не сразу. Происходили они из тульских кузнецов. Их возвышение приходится на эпоху Петра I. Основатель династии Никита Демидович Антуфьев (1656-1725) так починил английский пистолет Меншикову, что в процессе изобрёл свой, русский. Меншиков не мог не похвастаться Петру, а тот приветил самоучку. Да ещё и стал заказывать ему ружья, которые по себестоимости были дешевле, чем импортные. «… лей больше пушкарских снарядов и отыскивай по обещанию серебряную руду», - писал Никите Антуфьеву Петр. Эта история очень напоминает лесковского Левшу, тульского мастера-самородка.

Никита Демидов сам неутомимо работал и другим не прощал слабостей. Запретил строить питейные дома рядом с заводами, хотя это и приносило доход казне, но мешало хорошей работе. Сам жил аскетично, в простой избе, но доход к концу жизни имел колоссальный – 250 000 рублей. Восемь горных заводов, 11 тысяч крепостных душ трудились там.

Награды и дворянское достоинство он по личной скромности не взял из рук Петра. Дворянство после его смерти было распространено на сыновей Акинфия, Григория и Никиту.

Династия Демидовых. Из открытых источников
Династия Демидовых. Из открытых источников


Акинфий Никитович Демидов (1678-1745) - главный управитель всех уральских заводов Демидовых. Владелец 25 заводов, 3-х пристаней, 36 сел со множеством деревень (самый знаменитый - Нижне-Тагильский). На них было задействовано 15 доменных печей, 42 плющильных молота, приводимых в движении водой, 9 медеплавильных печей, множество плотин.

А.Н. Демидов был талантливым организатором горнозаводской промышленности, превосходным знатоком горного дела, металлургии, до тонкостей овладевшим секретами тульских мастеров, искусным кузнецом и литейщиком.

В одном из своих писем автор уральских сказов П.П. Бажов высказался о Демидовых как о деятелях, прогрессивных для своего времени.

"Немаловажным положительным фактом приходится, по-моему, считать и то, - писал он, - что Демидовы ставили металлургию без иноземной помощи. Эта сторона дела у нас как-то вовсе забывается, а она ведь очень интересная и одна может поставить вопрос о Демидовых совершенно по-новому... Благодаря энергии Демидовых наша страна в короткий срок освободилась от импорта железа и сама стала экспортировать железо".
Рабочие Демидовского завода. Из открытых источников
Рабочие Демидовского завода. Из открытых источников

Сын его Прокопий Акинфиевич Демидов (1710-1788) создал прекрасный ботанический сад в Москве («Нескучный сад»), там была флора 4-х континентов. Московскому университету он подарил гербарий, который содержал около 4500 листов. По его инициативе был составлен и издан замечательный памятник русской словесности XVIII века - Сборник Кирши Данилова. Прокопий основал московский воспитательный дом, выплатив на него 1 миллион 107 тысяч рублей.

Никита Акинфиевич Демидов (1724-1789) содействовал открытию Московского университета, состоял в переписке с Вольтером. Минералог и искусствовед, он отличался любовью к наукам, был членом Вольного экономического общества, жертвовал на строительство московского университета, а при Академии художеств учредил медаль «За успехи в механике».

Н.А. Демидов был знатоком и ценителем искусства, он заложил основы фамильного художественного собрания, которое будучи приумножено его сыном Николаем и внуком Анатолием, расценивалось как одно из крупнейших частных собраний в мире.

Григорий Акинфиевич (1715-1761), Павел Григорьевич (1738-1821) Демидовы являлись корреспондентами известного ученого Карла Линнея и внесли определенный вклад в развитие российской науки.

На открытие Московского университета 7 мая 1755 г.
Павел Григорьевич пожертвовал 13 тыс. рублей (вся смета университета тогда была 10 тыс. руб.). В Московском университете впервые в России преподавание велось на русском языке, в то время, как в Петербургском университете лекции читались на латыни, немецком и церковнославянском. В 1803 году П.Г. Демидов пожертвовал МГУ 100 тыс. рублей, коллекцию, библиотеку и собрание художественных ценностей.

Николай Никитович Демидов (1773-1828) был женат на Елизавете Александровне Строгановой. Он посылал изобретателей первого российского паровоза - отца и сына Черепановых в Англию и Швецию. Был адъютантом князя Потемкина. После отставки занялся вплотную совершенствованием производства на своих заводах, резко поднял их экономическую эффективность, можно сказать, совершил промышленный переворот всего производства. Получил всеобщее признание как "столп технико-экономической мудрости".

В Отечественную войну он на свои средства экипировал и сам возглавил егерский полк, участвовал в сражениях 1812 г. вместе со своим сыном Павлом.

Он основал в Москве свой театр, в котором играл отец знаменитого трагика Павла Мочалова - Степан Мочалов, отпущенный позднее на волю.

Николай Никитович отдал свой дом в пользу Гатчинского сиротского приюта и много жертвовал на нужды инвалидов. Восполняя "...потерю, которая наука потеряла в бытность неприятеля в Москве", подарил Московскому университету богатое "...собрание вещей довольно редких по натуральной истории".

Николай Никитович Демидов в 1806 году в Нижнем Тагиле основал первую на Урале школу живописи (вторая в России). В первый набор попало двенадцать мальчиков. Расходы по их обучению и содержанию взяла на себя контора Нижнетагильского завода Демидова.

Павел Николаевич Демидов (1798-1840) в 14-летнем возрасте с отцом в составе егерского полка принимал участие в боевых действиях против французов (1812 г.). В 1831 г. будучи Курским генерал-губернатором построил в Курске и Курской губернии на свои деньги 4 больницы и детскую лечебницу в Санкт-Петербурге.

При Павле Демидове были созданы в России талантливыми механиками Черепановыми первые паровозы, развивалось бронзолитейное дело под руководством Ф.Ф. Звездина, в 1833 году открылась высшая заводская школа, готовившая кадры местной технической крепостной интеллигенции; на заводах и рудниках внедрялись передовые технологии, нередко - впервые в отечественной промышленности.

Павел - основатель Демидовских премий (1831 г.), имевших цель «...содействовать к преуспеянию наук, словесности и промышленности в своем Отечестве». Эти премии были столь же престижны, как позднее Нобелевские. Демидовскими премиями были отмечены Пирогов, Менделеев, Сеченов, Чебышев, Якоби и др., всего 275 научных трудов.

П.Н. Демидов и учреждённая им Демидовская премия (медаль). Из открытых источников
П.Н. Демидов и учреждённая им Демидовская премия (медаль). Из открытых источников

В 1829 году Павел Николаевич учредил специальный капитал для вдов и сирот воинов русско-турецкой войны (1828-1829 гг.), который выплачивался долгие годы и после его смерти. Сумма его составила 625 тысяч рублей.

На строительство детской больницы в столице Павел Николаевич внес 100 тысяч рублей. А во время русско-турецкой войны предоставил правительству 25 тысяч пудов снарядов стоимостью 100 тысяч рублей. Снаряды были изготовлены на Нижнетагильских заводах.

Вид Нижнетагильского завода в XIX веке. Из открытых источников
Вид Нижнетагильского завода в XIX веке. Из открытых источников

Павел Демидов оказывал помощь нуждающимся и за границей: монастырю Святой Елизаветы в австрийском Линце, театру Комеди Франсез в Париже, беднякам Берлина, вдовам и сиротам воинов-французов, погибших в Африке. Площади в Италии и Финляндии носят имена Демидовых – они много денег вложили в обустройство европейских городов.

Но вот наступила революция. Какова оказалась судьба богатейшей династии, так много сделавшей для России? Исследователь Краснова так об этом скажет:

«Итог всех изысканий таков: после 1917 года из известных мне живых в этом году 54-х представителей рода за рубежом оказались 29 взрослых и детей (некоторые жили там и до революции), из которых никто на родину не вернулся.
В России остались 22 человека, трое из них были расстреляны в 1918–1919 гг. и один в 1937 году, относительно же нескольких известно только то, что они были в России в 1917–1918 годах, а далее их судьба неизвестна».

Показательна судьба одного из потомков. Цитирую Краснову:

«Только один из его шести сыновей Аркадий (№139, р. в 1902 г.) пережил революцию. Сначала он работал в органах народного образования, затем в 1926 г. постригся в монахи и служил сельским священником, а в 1937г., будучи обвинен в контрреволюции, расстрелян».

Что тут скажешь! Россия-матушка…

Современный вид заброшенного завода Демидовых на Урале. Из открытых источников
Современный вид заброшенного завода Демидовых на Урале. Из открытых источников

Да, поистине - делами, а не словами любили своё Отечество Демидовы. Можно ли так сказать о нынешних деятелях?

Дальние родственники Демидовых живут и по сей день в Европе, Финляндии и даже в Петербурге. И им, как и всем русским людям, есть чем гордиться!

-6