Почти анекдотическая ситуация из жизни легендарного полководца.
Корсунь-Шевченковская операция принесла Ивану Степановичу Коневу не только славу и маршальские погоны, но и запас угощений к чаю. Эту историю очень долго считали байкой, но несколько лет назад ее подтвердила дочь маршала Наталия Ивановна Конева.
Можно сказать, что Иван Степанович стал маршалом впопыхах. Сталин хотел, чтобы решение о присвоении звания было исполнено как можно скорее. Но была одна загвоздка:
В то время маршальские погоны вышивались тончайшей золотой и серебряной нитью и только вручную. Это был достаточно продолжительный процесс. Погоны не изготавливались заранее - их делали под каждого конкретного маршала. Тем более что погоны этого образца были введены всего за пару недель до описываемых событий, и заготовить их "про запас" в любом случае бы не успели.
Сталина это не особенно смутило - он объявил, что это недоработка, которая не должна препятствовать чествованию Конева. А затем велел Жукову передать Коневу свои погоны - Георгий Константинович к этому моменту уже успел ими обзавестись.
История умалчивает, насколько сильно Жуков был рад такому повороту. Однако погоны действительно были доставлены Коневу самолётом из Москвы - вместе с мешком сушек.
Причем тут вообще эти сушки?
Когда Сталин лично позвонил Коневу, чтобы сообщить о присвоении ему звания маршала, он поинтересовался - что бы Иван Степанович хотел в подарок по такому случаю?
Конев (то ли в шутку, то ли на полном серьёзе) сказал, что был бы рад сушкам. В ответ на озадаченное молчание из трубки Иван Степанович пояснил, что на войне о здоровье заботиться некогда. Как результат - разгулялась язва. А для больного желудка сушки - самое то.
Наталия Ивановна рассказывает, что Конев вообще любил сушки - с детства и до самой смерти. Он пил чай с земляничным вареньем, которое варила жена, и заедал сушками.
Было ли это проявлением невероятной скромности или тонкого юмора - непонятно. Но даже если это была шутка - Сталин её поддержал и действительно прислал Коневу не часы с дарственной надписью или какой-то другой традиционный подарок, а мешок сушек.
Так в феврале 1944 года Иван Степанович Конев стал маршалом в чужих погонах. Зато с запасом угощения к чаю 🙃