Найти в Дзене

ДЭТ-250 единственный в своем роде трактор с электрической трансмиссией

В 1953 году на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) приступили к созданию нового мощного гусеничного трактора промышленного назначения, получивший индекс ДЭТ-250. Проектом руководил главный инженер-конструктор Исаков Павел Павлович, который на то время возглавлял государственное специализированное конструкторское бюро завода. Машина стала уникальной не только для Советского Союза, но и для всего мира (чуть позже узнаем, почему?). Впервые трактор был показан в 1957 году. На первомайской демонстрации в Челябинске в колонне вместе с другой техникой тракторного завода проехал и ДЭТ-250. Трактор обладал тяговым классом 25, рекомендуемым для тяжелых землеройных работ при строительстве дорог, гидротехнических сооружений и так далее. ДЭТ-250 мог без особого труда выполнять различные производственные задачи, но, в основном, его создали для работы рыхлителем и бульдозером. К бульдозерному оборудованию относится полусферический отвал массой 5,2 тонн с гидрофицированным управлением, размер которого
Бульдозер Д-572С на базе трактора ДЭТ-250.
Бульдозер Д-572С на базе трактора ДЭТ-250.

В 1953 году на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) приступили к созданию нового мощного гусеничного трактора промышленного назначения, получивший индекс ДЭТ-250. Проектом руководил главный инженер-конструктор Исаков Павел Павлович, который на то время возглавлял государственное специализированное конструкторское бюро завода.

Машина стала уникальной не только для Советского Союза, но и для всего мира (чуть позже узнаем, почему?). Впервые трактор был показан в 1957 году. На первомайской демонстрации в Челябинске в колонне вместе с другой техникой тракторного завода проехал и ДЭТ-250.

ДЭТ-250М (1969-1989)
ДЭТ-250М (1969-1989)

Трактор обладал тяговым классом 25, рекомендуемым для тяжелых землеройных работ при строительстве дорог, гидротехнических сооружений и так далее. ДЭТ-250 мог без особого труда выполнять различные производственные задачи, но, в основном, его создали для работы рыхлителем и бульдозером.

К бульдозерному оборудованию относится полусферический отвал массой 5,2 тонн с гидрофицированным управлением, размер которого в ширину составляет 4250 мм, в высоту 1850 мм. Масса однозубого рыхлителя - 3,5 тонны, угол рыхления 45 градусов, предельное заглубление - 1,185 метр. Масса бульдозера ДЭТ-250 - 27,5 тонн, с рыхлителем - 41,3 тонны.

Павел Павлович Исаков (1918 - 1999) - советский конструктор танков и тракторов, доктор технических наук.
Павел Павлович Исаков (1918 - 1999) - советский конструктор танков и тракторов, доктор технических наук.

На Челябинском тракторном заводе сборка машины продолжалась с 1961 по 2013 год. ДЭТ-250 был настолько удачно сконструирован, что от него не могли отказаться больше 50 лет. Нечасто можно видеть такой пример долголетия техники и это вызывает к машине большое уважение. Но не данный факт делает эту модель уникальной, а вот что было действительно интересным, я сейчас расскажу.

Дело в том, что это первый и единственный в мире тяжелый энергонасыщенный промышленный трактор с электромеханической трансмиссией бесступенчатого типа. Подобные бульдозеры были и в других развитых странах, но в их трансмиссиях применялся гидромеханический принцип работы.

Бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЗ-126В-2 на базе трактора ДЭТ-250М2. Серийное производство началось в 1989 г. на Челябинском заводе дорожных машин им.Колющенко.
Бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЗ-126В-2 на базе трактора ДЭТ-250М2. Серийное производство началось в 1989 г. на Челябинском заводе дорожных машин им.Колющенко.

В чем же преимущество электромеханической бесступенчатой трансмиссии и почему инженеры и конструкторы в СССР пошли своим путем? Суть в том, что коробка передач полностью исключалась, плюсы такого решения проявились при эксплуатации в холодных климатических поясах. Трактор мог развивать скорость от 1,2 до 15,2 километров в час, такую же скорость он использовал в реверсном режиме.

Зарубежные аналоги ДЭТ-250 с гидромеханической трансмиссией похвастаться подобной скоростью не могли. Для тяжелой техники скорость не является главным фактором, но всё же упомянуть стоит.

-5

Первоначально устанавливался дизельный двигатель (В2-300), максимальной мощностью 290 лошадиных сил. Это дефорсированная модификация танкового мотора В-2.

В 1970 году трактор модернизировали и установили более мощный 12-ти цилиндровый дизельный двигатель В-31, объемом 39 литров и максимальной мощностью 335 лошадиных сил. В холодном северном климате он чувствует себя отлично.

Через косозубый цилиндрический мультипликатор, повышающий обороты, двигатель вращает силовой генератор постоянного тока. Вырабатываемая энергия питает электромотор ЭДН-196 (196 кВт), который, в свою очередь, передает тяговые усилия на ведущие звездочки гусеницы.

ДЭТ-250 в работе.
ДЭТ-250 в работе.

Так как используется бесступенчатая трансмиссия, она автоматически изменяет соотношения скорости движения и тяговые усилия, всё зависит от преодолевания внешних сопротивлений.

Положительные черты ДЭТ-250 - это мощность, неприхотливость к условиям работы и к качеству топлива, доступность запасных частей для ремонта К минусам можно отнести сложность устройства электромеханической трансмиссии. Без специальной подготовки разобраться в ней будет очень сложно. Другие поломки, которые возникают во время эксплуатации, можно устранить самостоятельно.

См. также:

При проверке автомобиля и измерения слоя лакокрасочного покрытия вам понадобится толщиномер VDIAGTOOL VC 100 или VC200, хорошо подойдет для быстрого измерения.

#авто #отечественный автопром #ссср #трактор #история