Найти тему
Слова и музыка Матецкого

LED ZEPPELIN: ЭФФЕКТНЫЙ БАЛЛАДНЫЙ ОТВЕТ

Широко известно, что появление Led Zeppelin, встреченное с восторгом любителями музыки, вызвало неоднозначную реакцию критики. Джимми Пейдж (Jimmy Page) по этому поводу сначала сильно переживал, но потом свыкся, реагируя по принципу «собака лает - караван идёт». Однако, ко мнению коллег-музыкантов – тем более, если это были авторитетные люди, - он всегда прислушивался.

Одним из таких непререкаемых авторитетов, несомненно, являлся «тихий битл» Джордж Харрисон (George Harrison).

-2

Он часто выражал своё одобрение тем или иным музыкантам. Но были и нелестные отзывы: например, резко критиковал The Hollies, которые записали в качестве сингла его песню "If I Needed Someone".

-3

Причём, они сделали это очень оперативно, выпустив свою версию 3 декабря 1965 года - в тот самый день, когда вышел битловский вариант на альбоме "Rubber Soul". Кстати говоря, именно The Hollies смогли «затащить» песню на 20-е место в британских чартах – то есть она стала первой композицией Харрисона, попавшей в хиты.

Однако, привередливый Джордж был не доволен версией The Hollies.

-4

А тут ещё кто-то распространил слух, что он, на самом-то деле, писал песню специально для них. Харрисон тут же воспротивился. «Я не писал эту песню для The Hollies», - заявил он в категоричной форме. - «Они сами выбрали её в качестве своего нового сингла, но их версия явно не для меня. Я считаю её чушью, они плохо сделали песню, всё испортили. В музыкальном плане у них всё в порядке, согласен, но то, как они записывают песни – это звучит, как будто это играют сессионные музыканты, только что собравшиеся в студии и никогда раньше не видевшие друг друга. Технически они хороши, но это всё!».

Напомню вам версии The Hollies и The Beatles – сравните:

В этой связи интересна реакция Харрисона на появление Led Zeppelin. Напомню, что хотя The Beatles всё ещё были формально активны в момент образования Led Zeppelin, они уже давно не гастролировали. А именно живые выступления Led Zeppelin стали мощной доминантой их образа, апеллирующего к новому поколению фанатов.

-5

В тот момент, когда The Beatles работали над материалом, для альбома “Let It Be”, звукоинженер Глин Джонс (Glyn Johns) стал расхваливать Харрисону Led Zeppelin.

«Джордж, хочешь послушать кусочек альбома группы Джимми Пейджа?», - спрашивает Глин Джонс. «Это тот самый которые раньше был в The Yardbirds?» - переспрашивает Джордж. – «Да, я знаю его. Альбом звучит психоделически». А Глин Джонс тут же добавляет про Джона Пола Джонса (John Paul Jones): «Он просто супер-музыкант! И при этом он молод - ему около 24. Он бас-гитарист экстра-класса, играет просто здорово». И далее Глин Джонс продолжает: «А то, как парень по имени Джон Бонэм (John Bonham) играет на барабанах, так это просто невероятно». Харрисон: «Нет, не знаю». Глин Джонс: «Мне кажется, он играл на записи, которую делал Пол (Paul McCartney) в прошлом году ещё с другими музыкантами. Кажется, он из Бирмингема».

Судя по тому, что Харрисон назвал альбом «психоделическим», он что-то из него наверняка уже слышал. Позже он озвучил ещё один свой комментарий по поводу LZ – на сей раз напрямую Джону Бонэму. Вот как эту реплику пересказал потом Джимми Пейдж в беседе с биографом Брэдом Толински (Brad Tolinski): «Джордж как-то пересёкся с Бонзо, они разговорились, и Харрисон сказал ему: “Проблема с вами, ребята, в том, что вы не пишете баллады”».

Вместо того чтобы удивиться реплике Харрисона, музыканты LZ восприняли её, как руководство к действию. Пейдж отреагировал сразу же: «Хорошо, я сделаю балладу!». Так появилась песня “The Rain Song”, которая вошла в альбом “Houses of the Holy” (1973). Вся эта история, конечно же, весьма похожа на обычную журналистскую байку, но звучит она эффектно.

В любом случае, послушайте лишний раз “The Rain Song” и обратите внимание на гармонию во вступлении – она повторяет харрисоновскую “Something”.

Сделал это Пейдж сознательно или нет – говорить не берусь, но «привет» битловскому гитаристу он таким образом точно передал. Тональности у песен, правда, разные, да и строй у пейджевской «акустики» хитрый – это DGCGCD (начиная с толстой струны).

Посмотрите заодно живую версию “The Rain Song” в варианте Page/Plant с оркестром – просто классно звучит.

Ну а что касается «неумения писать баллады», то странноватым представляется тот факт, что Харрисон не заметил “Stairway To Heaven” – после неё вопросов к LZ быть просто было не должно.