Найти тему
Елена Шаврак

Задания по химии из ВМАТ -теста (Кембридж)

Здравствуйте, уважаемые читатели!

На просторах интернета мне попались задания из биомедицинского вступительного теста (ВМАТ), используемого в качестве части допуска для поступления на медицинские специальности в университеты Соединенного Королевства и др. Информация о ВМАТ из википедии:

BMAT (BioMedical Admissions Test) – это тест для оценки академических навыков и способностей, потенциальной профпригодности будущих медиков, то есть тех студентов, которые планируют обучение на бакалавриате  ряда британских вузов по направлению медицина и ветеринария. BMAT разрабатывается Cambridge Assessment Admissions Testing и позволяет различать кандидатов, которые хорошо подготовлены и подходят для прохождения соответствующего курса. Результаты BMAT используются различными организациями по-разному: например, Оксфордский университет объединяет результаты с оценками GCSE , чтобы решить, кого вызывают на собеседование. Часто результаты BMATрассматриваются как часть процесса подачи заявки, наряду с результатами предыдущих экзаменов, рекомендацией преподавателя, и т.д.

BMAT - это двухчасовой письменный тест, состоящий из трех разделов и проверяющий способность применять научные знания, обычно изучаемые в школьных науках и математике к 16 годам (например, GCSE в Великобритании и IGCSE на международном уровне). Знания по химии, математике, физике и биологии проверяются во втором разделе. Он состоит из 27 вопросов, на которые нужно ответить за 30 минут. Т.е, на 1 вопрос отводится , в среднем, 1 минута. Калькуляторы на экзамене использовать нельзя.

Таким образом, предназначение ВМАТ - аналогично ДВИ в наших институтах: отбор наиболее способных абитуриентов.

Ниже будут разобраны 2 задания химического содержания из BMAT (https://www.admissionstesting.org/for-test-takers/bmat/preparing-for-bmat/practice-papers/)

Задание 1.

-2

Пояснения к тексту задания:

На графике изображена зависимость объёма кислорода, выделяющегося в ходе реакции разложения перекиси водорода от времени реакции. Кривая Х отвечает следующим условиям:- взяли 50 мл 0,1М раствора перекиси, добавили 0,2 г гранулированного диоксида марганца. Кривая Y: - взяли такую же массу диоксида марганца. Задача - определить условия проведения эксперимента Y (гранулированный или измельчённый диоксид марганца, объём и концентрация перекиси).

Проверяемые знания: зависимость скорости реакции от концентрации реагентов и площади поверхности реагентов (катализатор MnO2 рассматриваем как реагент).

Ответ - Кривой Y соответствует вариант А в таблице: порошкообразный катализатор, объем раствора перекиси - 20 см3, концентрация - 0,2 моль/л

Обоснование ответа: а)скорость реакции во втором случае больше, чем в первом (круче наклон первой части графика), что свидетельствует о большей поверхности контакта реагентов (порошкообразный катализатор); б)количество выделившегося кислорода на 20% меньше, чем в первом случае, что возможно только в случае варианта А (в варианте Х выделилось 2,5 ммоль О2, в варианте Y- 2 ммоль О2).

Резюме: Красивое задание, подобные которому вполне могут появиться в ближайшие годы в формате ЕГЭ по химии.

Задание 2.

-3

Пояснения к тексту задания:

Формула диборана B2H6. Известно, что у бора есть два изотопа: бор-10 с долей 20% и бор-11 с долей 80%. Молекула диборана может иметь относительные молекулярные массы 26, 27, 28. В каком соотношении будут встречаться молекулы диборана с массами 26, 27, 28?

Ответ: Е : 1:8:16

Обоснование ответа(решение):

-4

Резюме: Задание включает элементы атомистики с использованием понятия "изотопы", а также нахождение правильного варианта путем подбора. Возможно, есть и другие варианты решения, исключающие подбор. Мне не удалось их найти.

В целом по заданиям - очень полезны в плане расширения кругозора. Задание 1 затрагивает целый комплекс знаний и умений, связанных с кинетикой, растворами, стехиометрическими расчетами, обработкой графической информации. Задание 2 - "атомистика", но под другим углом рассмотрения. Невозможность использования калькулятора определяет свои требования к умению быстро проводить простейшие расчеты.

Всего доброго!