Осенью наше село все больше становится похожим на призрак. Среди желтых пятен - серые крыши опустевших домов, дачники разъехались, бабульки сидят по домам в ожидании скорого отъезда в город к детям на зимовку.
В городе в эту пору нам было особенно неуютно: если не тучки небо затягивали, то смог окутывал. Небо серое, будни серые...
Прожив в городе 46 лет, мы переехали в село в марте 2020 года, на это у нас были свои причины и поводы. Идея переезда возникла ...и неожиданно воплотилась в жизнь. Мы делимся фотографиями, впечатлениями, ощущениями от нашего нового статуса, образа жизни.
Но деревенская осень - мистическая, и не только по своей красоте.
Больше недели не было дождей, сухо и солнечно. Я неспешно третий день копаю свою "теплую" грядку для весны. Очень приятно делать это по настроению, без суеты, не отвлекаясь на другие неотложные дела. На третий день моих "раскопок" подул юго-западный ветер, и в голову пришло: "Ветер с моря дул" - влажный, холодный, значит, скоро начнутся дожди.
Я уже почти достроила бортики будущей грядки, как Саша предложил рвануть в лес. Последний погожий денек провести в лесу - это святое. Через пять минут мы уже на машине мчимся в сторону леса.
Наше село на границе трех регионов, но граница - это не ровная линия, порой удивляешься, почему ее проложили так, а не иначе: к нашей Ульяновской области относятся какие-то закутки и аппендиксы в лесном массиве Пензенской области.
Вот в один такой закуток или "угол", как называют его местные, мы и отправились. На спутниковом снимке 2012 года вдоль речки Теплая, по левому ее берегу, просматривается дорога. Куда она вела? Сейчас ее уже нет - заросла березками и осинками, да и сама речка высохла. А дорога тем временем вела в ущелье, долину, как ее назвать не знаю. Что здесь было прежде: возделываемое поле или пастбище для коров?
Решили пройти по правому берегу вдоль пересохшего русла р.Теплая. Сначала казалось, что мы идем в непролазный лес, где лишь два ориентира - лесной гребень и речка у его подножья. Но очень скоро мы заметили, что кто-то тут натоптал тропу. Кто: косули или кабаны?
Оказалось - кабаны, видны в траве места их лежки, разрытые канавки, а вот и след самого копытца. Мы идем с подветренной стороны, значит, наша встреча может стать неожиданностью для нас обоих. Мне становится жутко - прогулка по лесу перестает быть томной... Невольно осматриваю деревья на предмет "залезть в случае опасности", но понимаю, что залезу я на них только от дикого ужаса, просто так мне это не под силу.
На всем протяжении пути не было никаких признаков, что хоть когда-то здесь бывали люди(если не считать заросшей дороги): ни привычного мусора, ни даже старых пней от спиленных деревьев.
Внезапно деревья расступились и перед нами открылась небольшая лужайка - вот бы, где пасеку поставить, кругом липы. На краю этой долины под березой лежал лист шифера, а под ним - сгнившие жерди. Кажется, здесь все-таки было пастбище для коров(куда Макар телят гонял), а это был небольшой навес, где пастух мог укрыться от дождя.
Саша впереди остановился, что-то мне сказал и пошел дальше. Ой, что же он там обнаружил, надеюсь, это не кабаны...Оказалось - это колеи старой дороги, которую мы и не надеялись уже в траве найти. Продираясь через поросль лип, прошли еще метров сто и увидели ...шиферную крышу сарая. Ого! Да это ж пасека, и хозяина мы знаем, мы когда-то забредали сюда, но совсем другой дорогой, через пензенский лес, а вот и та дорога.
Обнаружив присутствие человека, назад мы уже топали смелее и даже начали разговаривать в полный голос. А обсудить есть что: прежде каждый клочок земли здесь был возделан, и всем было место и дело. Как же так стало, что все это утрачено, причем без сожаления? Наше село еще не призрак, но уже мало, кто из старушек помнит про эти места, их дети, которые когда-то уехали в города - вообще боятся в этих лесах заблудится.