Правда, создатели этого ещё не знали. Разойдясь под утро после монтажа финальной версии, они лишь спустя несколько часов услышали новость, что началась война. Драма «Мечта» (1941) так и не вышла на экраны в 1941 году, зрители увидели её только через два года. Зато именно «Мечта» подарила Фаине Раневской международную славу.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
История фильма началась в 1940 году. Летом режиссёр Михаил Ромм начал снимать ленту по сценарию, написанному им и Евгением Габриловичем. Это был их первый совместный опыт, который потом оба охотно продолжат. Кстати, оператором был Борис Волчек, с которым Ромм уже работал и будет работать впредь. А родился сценарий после командировки Михаила Ромма в западные области СССР и Польшу в 1939 году. Там-то он и познакомился с Габриловичем. Вернувшись в Москву, новоявленные соавторы засели за сценарий, в котором описали увиденное в Западной Украине и Западной Белоруссии, списав многих персонажей с реальных людей.
Название картине подарило название реального пансиона, вывеску которого как-то заметил Ромм на одной из улиц. Героями «Мечты» стали обычные люди, у каждого из которых за спиной был многолетний опыт неудач и поражений.
Центром повествования была колоритная Роза Скороход, владелица пансиона. Она не только содержала сына-переростка, который так и не смог устроиться в жизни, но и объединяла постояльцев своего дома своей властностью, жадностью и двольно специфическим покровительством.
На роль Розы Михаил Ромм без особых колебаний пригласил Фаину Раневскую. С ней он был уже знаком:
в 1934 году вышла немая драма «Пышка», ставшая для обоих дебютом в кино. Ромм впервые выступил здесь как режиссёр, а Раневская — как киноактриса.
А в 1939 году появилась замечательная комедия «Подкидыш», после которой к Раневской накрепко приклеилось амлуа артистки комедийной, гротескной и которого она всю последующую жизнь пыталась избавиться. Ромм же дал ей роль по-настоящему драматическую (хотя, впрочем, лёгкий, ненавязчивый, едва заметный юмор в образе Розы Скороход тоже был).
Ещё одну крупную женскую роль, девушки с непростой судьбой, сыграла Елена Кузьмина, актриса, заслужившая славу ещё в немом кино, и супруга Михаила Ромма. В образе других постояльцев — Ада Войцик, Ростислав Плятт, Владимир Соловьёв, Михаил Астангов. А в небольших ролях мелькнули Пётр Глебов и Вера Алтайская.
Большую часть «Мечты» сняли в Львове, практически там же, где происходят события фильма, а внутреннее убранство пансиона и других помещений создали в павильонах «Мосфильма».
Там же монтажёры во главе с режиссёром и завершали картину. Михаил Ромм вспоминал, что после ночной смены в восемь часов утра коллеги поздравили друг друга с окончанием работы над фильмом.
Это было замечательное утро 22 июня 1941 года,
которое для советских людей превратилось в начало страшной трагедии. Но пока москвичи об этом ничего не знали, и киношники спокойно и разошлись по домам. Отдохнув и выспавшись, они и услышали зловещую новость о начале войны.
Конечно же, в первые дни войны было не до кинопроката, о «Мечте» уже никто не думал, тем более, что и сам фильм был совсем не патриотическим, а рассказывал о поляках и их совсем не подходящих ко времени историях.
На два года она отправилась в архивы, и только в 1943 году, когда ход войны переломился после битвы на Курской дуге, появилась в кинотеатрах, но шла очень ограничено.
Правда, Иосиф Сталин ленту посмотрел и оценил высоко, не в последнюю очередь благодаря присутствию Раневской. А потом даже отправил копию в США в подарок президенту Рузвельту. Рузвельта Фаина Раневская не на шутку впечатлила, он назвал её блестящей трагедийной актрисой, и считается, что как раз
благодаря этой громкой характеристике американского президента Фаина Раневская стала известна миру.
В финале ленты Лазарь, неудачливый сын Розы, так и не ставший инженером, а окончательно переквалифицировавшийся в торговцы, встречается с Анной (она же Ганка), которая когда-то прислуживала его матери и которую та считала едва ли не второсортной. Философствуя и обращаясь к бывшей служанке, Лазарь не без лёгкого пафоса говорит:
«Жизнь и мечты — очень разные вещи».
А спустя пару минут узнаёт, что для Анны мечты стали жизнью.
А в согласны с Лазарем Скороходом? Жизнь и мечты стоят далеко или они всё-таки стоят поблизости?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: