Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Фильм, который завершали, когда фашисты уже перешли границы СССР

Правда, создатели этого ещё не знали. Разойдясь под утро после монтажа финальной версии, они лишь спустя несколько часов услышали новость, что началась война. Драма «Мечта» (1941) так и не вышла на экраны в 1941 году, зрители увидели её только через два года. Зато именно «Мечта» подарила Фаине Раневской международную славу.

Кадр из фильма  «Мечта»
Кадр из фильма «Мечта»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

История фильма началась в 1940 году. Летом режиссёр Михаил Ромм начал снимать ленту по сценарию, написанному им и Евгением Габриловичем. Это был их первый совместный опыт, который потом оба охотно продолжат. Кстати, оператором был Борис Волчек, с которым Ромм уже работал и будет работать впредь. А родился сценарий после командировки Михаила Ромма в западные области СССР и Польшу в 1939 году. Там-то он и познакомился с Габриловичем. Вернувшись в Москву, новоявленные соавторы засели за сценарий, в котором описали увиденное в Западной Украине и Западной Белоруссии, списав многих персонажей с реальных людей.

Название картине подарило название реального пансиона, вывеску которого как-то заметил Ромм на одной из улиц. Героями «Мечты» стали обычные люди, у каждого из которых за спиной был многолетний опыт неудач и поражений.

Центром повествования была колоритная Роза Скороход, владелица пансиона. Она не только содержала сына-переростка, который так и не смог устроиться в жизни, но и объединяла постояльцев своего дома своей властностью, жадностью и двольно специфическим покровительством.

На роль Розы Михаил Ромм без особых колебаний пригласил Фаину Раневскую. С ней он был уже знаком:

в 1934 году вышла немая драма «Пышка», ставшая для обоих дебютом в кино. Ромм впервые выступил здесь как режиссёр, а Раневская — как киноактриса.

А в 1939 году появилась замечательная комедия «Подкидыш», после которой к Раневской накрепко приклеилось амлуа артистки комедийной, гротескной и которого она всю последующую жизнь пыталась избавиться. Ромм же дал ей роль по-настоящему драматическую (хотя, впрочем, лёгкий, ненавязчивый, едва заметный юмор в образе Розы Скороход тоже был).

Ещё одну крупную женскую роль, девушки с непростой судьбой, сыграла Елена Кузьмина, актриса, заслужившая славу ещё в немом кино, и супруга Михаила Ромма. В образе других постояльцев — Ада Войцик, Ростислав Плятт, Владимир Соловьёв, Михаил Астангов. А в небольших ролях мелькнули Пётр Глебов и Вера Алтайская.

Большую часть «Мечты» сняли в Львове, практически там же, где происходят события фильма, а внутреннее убранство пансиона и других помещений создали в павильонах «Мосфильма».

Там же монтажёры во главе с режиссёром и завершали картину. Михаил Ромм вспоминал, что после ночной смены в восемь часов утра коллеги поздравили друг друга с окончанием работы над фильмом.

Это было замечательное утро 22 июня 1941 года,

которое для советских людей превратилось в начало страшной трагедии. Но пока москвичи об этом ничего не знали, и киношники спокойно и разошлись по домам. Отдохнув и выспавшись, они и услышали зловещую новость о начале войны.

Конечно же, в первые дни войны было не до кинопроката, о «Мечте» уже никто не думал, тем более, что и сам фильм был совсем не патриотическим, а рассказывал о поляках и их совсем не подходящих ко времени историях.

На два года она отправилась в архивы, и только в 1943 году, когда ход войны переломился после битвы на Курской дуге, появилась в кинотеатрах, но шла очень ограничено.

Правда, Иосиф Сталин ленту посмотрел и оценил высоко, не в последнюю очередь благодаря присутствию Раневской. А потом даже отправил копию в США в подарок президенту Рузвельту. Рузвельта Фаина Раневская не на шутку впечатлила, он назвал её блестящей трагедийной актрисой, и считается, что как раз

благодаря этой громкой характеристике американского президента Фаина Раневская стала известна миру.

В финале ленты Лазарь, неудачливый сын Розы, так и не ставший инженером, а окончательно переквалифицировавшийся в торговцы, встречается с Анной (она же Ганка), которая когда-то прислуживала его матери и которую та считала едва ли не второсортной. Философствуя и обращаясь к бывшей служанке, Лазарь не без лёгкого пафоса говорит:

«Жизнь и мечты — очень разные вещи».

А спустя пару минут узнаёт, что для Анны мечты стали жизнью.

А в согласны с Лазарем Скороходом? Жизнь и мечты стоят далеко или они всё-таки стоят поблизости?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-2

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: