Круто сжаренные. Новый реактивный боевик в лучших гонконгских традициях.
(Nou fo, 2021)
Запад есть запад, восток есть восток, и если в Голливуде жанр "полицейского" боевика давным-давно зачах, то Гонконг над проблемами заокеанского "брата" только посмеивается. И выпускает в 2021 году "Перекрестный огонь" - картину, сделанную в рамках классической школы Джона Ву.
И что с нею стало? Да всё прекрасно! При своем экономном бюджете она не только блестяще смотрится, но и собирает в мировом прокате аж 205 млн. $ за три месяца; 90% того "проката", правда, Китай и прочая Азия, но не суть важно.
Если это не крутота, то что тогда?
Одно лишь плохо: сама история создания "Перекрестного огня" вышла очень уж грустная.
Дело в том, что его режиссер, сценарист и продюсер, 58-летний Бенни Чан ("Кто я?", "Новая полицейская история", "Шаолинь") доделывал фильм, будучи уже неизлечимо больным, и так и не дожил до его премьеры. Правда, зрителю сообщают об этом лишь в финальных титрах, отчего вгоняют его в легкий когнитивный диссонанс: дескать, как это - фильм от создателя, посвятившего его памяти... себе же, создателю? Ну и чудны́е, однако, эти ваши прыгучие азиаты!
Как бы то ни было, но в качестве самоэпитафии для заслуженного экшен-мейкера Гонконга кино выдалось почти идеальным. Начиная от великолепных главных актеров Донни Йена и Николаса Це и их героев-антагонистов. Которые и с оружием в руках выглядят мощно, и "рукопашка" в их исполнении столь отточена, брутальна и стремительна, что увалень Джордани Йованович обзавидуется. И - заканчивая мастерскими съемками с постановкой батальных сцен. Да, естественно, большинство местных трюков чисто по-азиатски акробатичны и позёристы, но ведь именно за это вы их и любите, не так ли?
Ну или не любите, а хронически ненавидите, но тогда я зверски удивляюсь, почему вы до сих пор это читаете?
Насчет глубины и закрученности своей истории Бенни Чан уже не напрягался, но будем честны: здесь она нужна только для логической связи боевых сцен и чтобы дать глазам зрителя кратковременную передышку. Поэтому и искать в ней какие-то "литературность" и уникальность - только лоб почем зря наморщивать.
Как это в Гонконге всегда и бывает, снова перед нами встают в боевые стойки два копа-кунгфуиста (назовем их по-голливудски): крутой и хороший Ченг (Йен) и не менее крутой, но уже бывший и вдобавок плохой коп Яу (Це). Ибо так уж вышло, что Яу с напарниками тяжко напортачил на службе, а Ченг был вынужден давать против них показания.
Но поскольку Ченг не смотрел сериал "Щит" и не подозревал, что "а так тоже можно было" - врать под присягой, - то и своих бывших коллег он, увы, заложил. И поехали они автобусом в тюрьму на долгие пять лет. Шить фуфайки с тапочками да размышлять под стрекот швейных машинок над своим асоциальным поведением.
Минуло, как вы и сами уже, небось, догадались, 5 лет.
И вот однажды на очередной спецоперации кто-то вдруг взял и заколбасил по-жесткому бандитов, которых собиралась арестовать опергруппа Ченга. А вместе с бандитами полегли в том жарком бою еще и 8 копов. И кто же это вдруг вжух!.. или, точнее, бабах! - и спутал Ченгу все карты?
Правда, озадачен был лишь он один, а нам, зрителям, сразу говорят, кто тут подставил кролика Роджера пихает арматуру в колеса полицейских велосипедов. Разумеется, то были Яу и его бывшие напарники! Нехило так в тюрьме подкачавшиеся, окунгфузившиеся и сплотившиеся теперь в натуральную банду не перевоспитавшихся уголовников.
И все они теперь аж спать и кушать не могли - так хотели отомстить праведнику Ченгу и другим копам. А заодно и вагончик-другой юаней на этом поднять. Почему бы и нет, уж коли одно другому абсолютно не мешает?
***
В общем, никогда не задавался целью рисовать для себя квартальные рейтинги гонконгских боевиков. Но кабы вдруг мне, как некрасовскому мужику, втемяшилась в башку такая блажь, вышибать ее оттуда апстену колом я бы не стал. И чистосердечно вписал бы "Перекрестный огонь" на верхнюю строчку хит-парада "гонконгщины" текущей осени.
И пусть та осень едва дошла до половины, вряд ли до ее конца на берегах Южно-Китайского моря снимут ещё что-то столь же ураганное. А также напоминающее о славных временах "Светлого будущего" и "Круто сваренных", только в современной, более форсированной экшен-обработке.
Ну и за отправившегося в режиссерскую Вальгаллу Бенни Чана поднять стаканчик тоже будет нелишне. Не чокаясь.