Запуск цифрового исполнительного производства предусмотрен в рамках национального проекта «Цифровая экономика».
Отдельные элементы появились еще в рамках межведомственных соглашений о направлении исполнительных документов в электронном виде.
Первыми такими документами были постановления налоговой инспекции о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей задолженности по оплате налогов.
Следующими стали постановления органов ГИБДД.
Приставам просто поступали электронные файлы для возбуждения исполнительного производства.
Какой-то конкретной информации по нарушению данные файлы не содержали, и на вопрос должников, где и что они нарушили, приставы ответить не могли, также не могли они и предоставить должнику копию исполнительного документа.
В дальнейшем, с использованием официального сайта ФССП и сайта госуслуг должники и взыскатели получили возможность подачи в электронном виде заявлений, ходатайств и жалоб.
Также стало можно запросить информацию о ходе исполнительного производства.
А еще с помощью этих сайтов можно записаться на личный прием к должностному лицу службы судебных приставов.
Сейчас с расширением функционала подавать заявления смогут не только стороны исполнительного производства, но и их представители.
Для юридических лиц представителем может быть любой сотрудник, имеющий подтвержденную запись на госуслугах.
При этом оформленная в бумажном виде доверенность будет не нужна. В личном кабинете на портале госуслуг во вкладке делегирование полномочий можно выбрать доверенность, указать, на какой срок, и определить объем полномочий.
Такое делегирование полномочий пока касается только юридических лиц, в личном кабинете физических лиц делегирование полномочий отсутствует.
Для представителя физического лица по-прежнему требуется нотариальная доверенность.
Сейчас министерство юстиции хочет пойти дальше и заменить выпускаемые на бумаге исполнительные документы единым электронным реестром исполнительных документов, вести этот реестр поручат ФССП.
Предполагается, что с 2023 года замена исполнительных документов на записи в реестре завершится, и поводом для возбуждения исполнительного производства станет такая запись.
Взыскатель же подавать заявление о возбуждении исполнительного производства будет через реестр, посредством портала госуслуг, или, если такой возможности нет, то через МФЦ.
Теоретически, такой порядок подачи для взыскателя быстрее и удобнее (иногда выдача исполнительного листа в суде откладывается из-за отсутствия бланков), не нужно дополнительно ходить в суд, да и посещение отдела судебных приставов удовольствие так себе.
Но вот будет ли такое производство безопаснее?
Получается, что доступ к реестру должны получить должник и взыскатель, а также банки и работодатели должников, выплачивающие им заработную плату. Ведь в соответствии с законом исполнение исполнительных документов возможно и без участия судебных приставов.
И куда должен обращаться гражданин в случае необоснованного списания у него денежных средств?
Одна из целей проекта предотвратить подделки исполнительных документов, а также ликвидировать возможность двойного списания по ним (на основании оригинала, а потом по полученному в связи с утерей оригинала дубликату), но на данном этапе непонятно, кто и как будет делать отметки в реестре об исполнении.
Улучшит ли данное нововведение положение должников и взыскателей, а если улучшит, то кого именно, как Вы думаете?