Имя Александра Шалимова на фоне знаменитых «флагманов» советской фантастики звучит не так уж громко, и знакомо далеко не каждому любителю. К примеру, лично я о нем раньше либо не знал, либо напрочь забыл. Впрочем, второе крайне маловероятно — потому что сейчас, прочитав его сборник «Когда молчат экраны», я убедился, что писатель этот совершенно несправедливо остается «в тени великих».
Кстати, в очередной раз пользуюсь случаем поблагодарить подписчиков и читателей канала — именно с их наводки в комментариях я набрел на Шалимова. Уже не в первый раз мне советуют что-то хорошее, о чем я раньше и не знал, за что огромное спасибо и просьба: продолжайте! Я обязательно прислушаюсь к вашим советам.
Сборник научно-фантастических повестей и рассказов «Когда молчат экраны» впервые вышел в 1965 году, хотя некоторые из вошедших в него произведений публиковались и раньше. Всего в нем пять повестей и рассказов:
1. Цена бессмертия
2. Стажировка
3. Концентратор гравитации
4. Когда молчат экраны
5. Пленники кратера Арзахель
И, скажу я вам, это настоящая, увлекательная и сильная фантастика. Главное для Шалимова — не всяческие гипотетические технические кунштюки и научные чудеса, а люди, и все фантастические допущения в его произведениях нужны исключительно для того, чтобы как можно полнее исследовать психологию и поведение человека в самых разных ситуациях… А ситуации Шалимов выбирает, прямо скажем, не самые простые.
Именно за этот глубокий психологизм, за выверенную эмоциональность произведений, за мощь подымаемых проблем я готов простить Шалимову любые научно-технические ляпы (большинство из которых нельзя поставить ему в вину — наука в 1965 году не знала многого из того, что сейчас преподают в школе).
Первая повесть - «Цена бессмертия» с ходу берется за куда как острую проблему — философские, социальные и психологические последствия физического бессмертия. Удивительно, но в такой, казалось бы, неминуемо связанной с идеологией теме Шалимов виртуозно обходит все капканы, в которые попадали большинство писателей тех времен: нет у него ни заявок на коммунистическую утопию, ни мрачных страшилок про деградирующих капиталистов. Проблемы марсианского общества — чисто философские: утрата жизненных ориентиров, существование ради самого существования… Короче все те риски, к которым по мнению большинства философов, должно привести гипотетическое индивидуальное бессмертие. Но самое печальное, что, пока я читал повесть, меня неотступно преследовала мысль: а как поступили бы мы, люди, на месте марсиан? И увы, вывод напрашивается у меня сам собой — разнесли бы мы к чертовой матери Марс, даже если бы абсолютно были уверены, что на нем кто-то живет. Как уже поступали неоднократно…
Хотя в целом мне понравился весь сборник, я, пожалуй выделю еще два произведения. Рассказ «Концетратор гравтациии» на первый взгляд может показаться стереотипным памфлетом про «проклятых капиталистов», но для людей начитанных сразу бросится в глаза, что он ничуть не уступает рассказам практически на ту же тему ведущих западных фантастов — Шекли, Силверберга, Ван-Вогта, Харлана Эллисона. Прекрасный, отточенный рассказ, в котором нет ни одного лишнего предложения и поворота, да еще и с «двойным дном» в концовке. Блестяще.
Второе произведение, которое я хочу отметить — это «Пленники кратера Арзахель». Главное в нем, конечно, не конспирологическая идея о тайном первом полете на Луну, не выпады в адрес американцев, готовых на любые жертвы ради космического престижа (между прочим, эти выводы запросто, в один щелчок, можно развернуть на 180 градусов), и не оптимистический эпилог о будущих исследователях Луны. Главное — это дневник выжившего после катастрофы астронавта, обреченного навсегда остаться на Луне. Шалимову удалось очень сильно передать бесконечное одиночество, сцена прощания главного героя с Землей в конце его печальной робинзонады прямо-таки берет за душу — даже за мою, довольно заскорузлую и циничную душу.
Другие два произведения в сборнике - «Стажировка», рассказ о своего рода «моральной инициации» человека будущего, и повесть, давшая название сборнику, «Когда молчат экраны», вариация на тему «Алых парусов», в которой Ассоль будущего находит способ встретить своего, казалось бы, навсегда утраченного Капитана Грэя. Я не могу сказать, что они хуже — просто лично мне больше понравились другие, тут уже вопрос чисто личных предпочтений.
Но в целом сборник и автор стали для меня подлинным приятным открытием. Так что, уважаемые подписчики и читатели канала, жду от вас новых рекомендаций! Будем вместе открывать забытую хорошую фантастику!
#фантастика #научная фантастика #литература #писатели #из архивов советской фантастики