Елисеев С. П.
Почему воздушные парады не могут быть всепогодными
Воздушная часть парада с участием 74 летательных аппаратов 9 мая 2019 года не состоялась из-за неблагоприятных метеоусловий. В Подмосковье, где формировался авиационный парадный расчет, имела место облачность в десять баллов (облаками закрыто все небо). Нижняя граница облаков составляла 90–150 метров. Под Москвой искусственно сливались осадки, которые могли быть на Красной площади во время наземного парада. Авиагруппы же должны были формировать колонну при высоте облаков не ниже 300–400 м.
Отмены и переносы воздушных парадов и праздников из-за метеоусловий были и в прошлом: в 1936, 1945, 1953, 1957, … 2017 и в других годах.
Немного о терминах. Демонстрационный полет (ДП) – полет с целью показа возможностей летательного аппарата (ЛА), летного мастерства, а также это показ авиатехники, воздушный парад, сопровождаемый иногда сольным пилотажем. По сольному выступлению можно судить не только о мастерстве летчика, но и о возможностях машины. Непревзойденным мастером сольного пилотажа был В. П. Чкалов. Групповой пилотаж – маневрирование группы ЛА с сохранением строя.
Для пилотажной группы основное – это поддержание плотного строя. Эффектным считается встречный пилотаж, когда сближение ЛА происходит со скоростью 1 500 километров в час. При осуществлении ДП главное – безопасность. Сверхзвуковая скорость ЛА запрещается.
Высокое мастерство демонстрируется при перестроении и роспуске группы как бы прямо над зрителями, однако зона пилотирования ЛА группы должна находиться от смотровой площадки не ближе 200 метров.
По выступлениям авиагрупп судят о состоянии ВВС страны. Групповая слетанность – это плод упорных тренировок. Группы по количеству ЛА могут быть разными. Зафиксирован рекорд – 22 реактивных машины.
У нас групповой пилотаж начинали 1 мая 1934 года на пяти истребителях И-5 («красная пятерка»). До войны воздушные парады состояли из трех отделений: первое – авиация Осоавиахима, второе – ВВС, третье – парашютизм. Под командованием А. К. Серова 1 мая 1939 года в «красной пятерке» летало не пять, а семь И-16.
В 1939 году дважды Герои Советского Союза Я. В. Смушкевич и Г. П. Кравченко, убедившись, что господство в воздухе над Халхин-Голом безраздельно принадлежит нашей авиации, провели над советско-монгольскими и еще не сдавшимися японскими войсками два воздушных парада 18 августа и 26 августа. Психологическое воздействие на противника приблизило победу, а боевой дух советско-монгольских войск еще более возрос: бойцы кричали «ура» и подбрасывали пилотки, приветствуя летчиков.
16 августа 1987 года, в День Воздушного Флота СССР, в Тушино состоялся авиационный праздник. Впервые продемонстрировала тогда свое мастерство пилотажная группа «Русь» на девяти самолетах Л39 Вяземского центра ДОСААФ перед почти миллионом зрителей. Днем создания группы считается 3 июня 1987 года.
С момента своего основания, 2 июня 1960 года, Вяземский авиацентр ДОСААФ подготовил для ВВС и резерва около 5 000 летчиков. В нем проходили подготовку многие заслуженные летчики и космонавты, в том числе дважды Герой Советского Союза С. Е. Савицкая. Сейчас в «Руси» летают Анатолий Марунько, Николай Жеребцов, Михаил Колле, Николай Алексеев, Юрий Лукинчук, Станислав Дрёмов и Игорь Душечкин. В несколько измененном составе «Русь» успешно отработала 9 мая этого года на Урале в Верхней Пышме.
Во времена Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева ВВС имели пилотажный полк в Кубинке, который демонстрировал руководству страны и гостям достижения советской авиации. В начале 1990-х годов на базе этого полка был создан Центр показа авиатехники с тремя пилотажными группами: «Русские витязи» на Су-27 (с 2018 года – Су-30СМ), «Стрижи» на МиГ-29 и «Небесные гусары» на Су-25. Дата рождения «витязей» – 5 апреля, а «стрижей» – 6 мая 1991 года.
Сложность пилотажа группы во многом зависит от типа ЛА, его размеров, массы, тяговооруженности, максимально допустимой перегрузки. Имеет значение и емкость баков, так как от веса топлива зависит и маневренность ЛА, и время его выступления. Кроме того, надо иметь остаток керосина, чтобы вернуться домой.
Визитной карточкой российских ВВС является выполнение ДП на серийных самолетах, а они гораздо тяжелее учебно-тренировочных ЛА европейских авиагрупп. Так, МиГ-29 массивнее английского «Альфа-Джет» на восемь тонн, а Су30СМ по массе – два «джета». При этом российские «витязи» и «стрижи» выполняют то же, что и западные пилотажники, включая петлю Нестерова и групповую бочку.
С некоторыми оговорками можно сказать, что на серийных машинах летают, кроме российских, две американские группы. Трудно ли это, можно оценить хотя бы по тому, что испытатель Су-27 В. Г. Пугачев считал, что на Су-27 групповая бочка вообще невозможна. Летчики из Кубинки его переубедили через полтора месяца, взяв на борт Виктора Георгиевича в качестве пассажира.
Возвращаясь к теме воздушных парадов, отметим, что на них наши «витязи» и «стрижи», как правило, летают объединенной группой в десять самолетов. Насколько непросто провести воздушный парад можно узнать из книги Героя Советского Союза М. М. Расковой (1912 – 1943 гг.). Она пишет: «В 1934 году подготовка, как всегда, началась задолго до праздника. (…)
Несколько сот самолетов с разных аэродромов нужно было собрать в воздухе и в боевом строю ровно в двенадцать часов провести над Красной площадью. Это красивое зрелище (…) для штурманов парада означает точный математический расчет. (…) Чтобы каждый из самолетов летел точно в том самом месте, где ему положено, заранее точно рассчитывается время вылета каждого самолета. (…) На Центральном аэродроме, мы делали множество расчетов, чертежей, выкладок, таблиц. Я делала свое дело спокойно и уверенно, внимательно приглядываясь к работе старших товарищей, у которых привыкла учиться. Составлялся список участников парада на флагманских кораблях. В 1934 году я летала на втором корабле помощником штурмана, а в следующем году – на первом, головном корабле и как штурман находилась в передней кабине».
Герой Советского Союза С. Ф. Долгушин (1920 – 2011 гг.) рассказывал как-то в Академии им. Н. Е. Жуковского о неудачном для него воздушном параде 1 мая 1952 года.
Дело было так. По плану под его командованием Ил-28 должны были в 10 часов 45 минут пройти запасной командный пункт Куркино. Затем, ориентируясь по специальным дымам и миганиям прожекторов, – лететь до Исторического музея. На гостинице «Москва» находился основной командный пункт. 50 самолетов Ту-4 из Раменского должны были идти перед Ил-28. Вслед за Ил-28 идут истребители МиГ-15 из Кубинки во главе с Алексеем Микояном. На флагманском Ту-4 впереди всех – Василий Сталин.
Время при параде измеряется секундами. Скорость для Ту-4 установили 450 км/ч, для Ил-28 – 700 км/ч, для МиГ-15 – 800 км/ч. Между колоннами – 600 м. Каждый летчик имел свои поминутные пункты пролета, однако …
1 мая была низкая облачность. Метеослужба доложила, что над Красной площадью облака на высоте 600 метров, но тут же Главный штаб ВВС дал другую облачность над Красной площадью – 250 м. С. Долгушин доложил В. Сталину, что налицо противоречие: 600 м и 250 м, а в Чкаловском, откуда идут Ил-28 – 170 м. Доложили Главкому ВВС, который приказал: «Работайте по плану!» Долгушин с Ил-28 вышел точно по времени на Куркино, но вдруг увидел, что «илы» быстро сближаются с «ту». Оказывается, те растянулись и опоздали на 1 минуту и 20 секунд. С КП Долгушин немедленно получил команду: «Беркут»! Всем разворот влево на 45° и уходить домой!», что и было сделано. До Красной площади в тот раз новые бомбардировщики Ил-28 не долетели. При посадке один Ил-28 старшего лейтенанта Пронякина потерпел катастрофу по ошибке командира экипажа.
Воздушные парады и пилотажные группы передают колорит и воздушную мощь своей страны, однако их проведение требует организованности и дисциплины. Высочайший профессионализм и мастерство наших авиаторов этому соответствует, в чем мы будем рады убедиться на очередном МАКС-2019.
14 мая 2019 года, № 9 (55)