Не буду врать, этот фильм оказался одним из самых сложных для моего понимания. Самое обидное, что сама идея фильма близка и понятна абсолютно всем, а вот построение истории, где флешбэки и воспоминания перемешаны с реальностью — настоящий кошмар для неподготовленного зрителя.
Гении, которые поняли фильм с первого раза, напишите пару слов в комментариях, я хочу запомнить вас в лицо ;)
А я предпринимаю последнюю попытку разобраться в этой запутанной истории. Кто со мной?
В фильме нет «художественных приемов». Это намеки
Самое сложное в этом фильме то, что всё, что мы принимаем за художественные приемы, на самом деле и есть сюжет, который не прерывается ни на минуту.
Более-менее понятными для всех остаются только первые восемнадцать минут фильма (поездка на пляж, первая встреча, разговор в поезде, свидание, Клементина уходит за зубной щеткой).
Далее появляется Элайджа Вуд и… для тех, кто не понял, что настоящей Клементины мы больше не увидим, начинаются трудные для понимания 90 минут.
Недаром именно в этом месте, наконец, появляются начальные титры. На что намекает режиссер? Одно кино закончилось и начинается совсем другое. Да, именно 21-ая минута и есть начало фильма, потому что все, что было ДО титров — это будущее…
Настоящее знакомство героев мы увидим только в конце фильма, на ступеньках пляжного домика, где волосы Клементины зеленые, а Джоел прекрасно помнит детскую песенку «Дорогая Клементина», которую не смог вспомнить в поезде. Почему? Потому что уже стирал свои воспоминания.
Дальше фильм стоит смотреть примерно в том же, интуитивном ключе. Джоел видит, как с карточки пропадает имя Клементины. Волшебство? Очередная загадка? Художественный прием? Нет. Воспоминания. Только в них прошлое героя зыбко и постоянно ускользает от него.
Темное и светлое
Ещё один режиссерский прием — это затемнение и направленный свет. Подсказка состоит в том, что воспоминания главного героя не пропадают полностью, а стираются постепенно, уходя «в темноту» и «расфокус».
Направленный свет, лучи, в которых периодически мечутся герои — то немногое, что память пока еще сохранила.
По мере того, как отчаяние Джоела нарастает, реальность становится все более размытой. Помните моменты, когда герой не видит лиц людей?
Волосы Клементины
Последняя подсказка зрителю — цвет волос Клементины. В фильме они постоянно меняют цвет и успевают побыть синими, оранжевыми, красными, зелеными и натурально-коричневыми. Это помогает зрителю отслеживать ее отношения с Джоелом в соответствии с сюжетом.
Зеленые волосы — первая встреча, красные — фантазии героя, оранжевые — их роман и синие — встреча после стирания воспоминаний.
«Настоящая» Клементина, то есть не воспоминание или плод воображения Джоела, присутствует в фильме чуть меньше двадцати минут (в этот момент волосы героини синие)
* * *
Фильм часто сравнивают с работами Кристофера Нолана, но самые сложные нелинейные фильмы режиссера «Помни», «Начало» и «Довод» выйдут на экраны намного, намного позже, так что если Мишель Гондри и искал вдохновение в чьих-то работах, что это точно был не Нолан.
Да, и зачем, собственно, его с кем-то сравнивать?
В чем главный смысл этого фильма?
Процитирую Владимира Лященко, чья рецензия вдохновила меня вернуться к разбору этого сложного фильма: «Вечное сияние очищенного от ошибок разума часто оказывается не только недостижимым, но и нежелательным выбором». Вот так-то.
Ну, что же, остается только пересмотреть фильм и сложить этот пазл в более понятную картинку.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Подписывайтесь на канал, встретимся завтра и снова поговорим про хорошее кино ;)