Найти тему
Татьяна Трофимова

«Вечное сияние чистого разума»: три подсказки для тех, кто запутался в сюжете

Оглавление

Не буду врать, этот фильм оказался одним из самых сложных для моего понимания. Самое обидное, что сама идея фильма близка и понятна абсолютно всем, а вот построение истории, где флешбэки и воспоминания перемешаны с реальностью — настоящий кошмар для неподготовленного зрителя.

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума», 2004
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума», 2004

Гении, которые поняли фильм с первого раза, напишите пару слов в комментариях, я хочу запомнить вас в лицо ;)

А я предпринимаю последнюю попытку разобраться в этой запутанной истории. Кто со мной?

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума», 2004
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума», 2004

В фильме нет «художественных приемов». Это намеки

Самое сложное в этом фильме то, что всё, что мы принимаем за художественные приемы, на самом деле и есть сюжет, который не прерывается ни на минуту.

Более-менее понятными для всех остаются только первые восемнадцать минут фильма (поездка на пляж, первая встреча, разговор в поезде, свидание, Клементина уходит за зубной щеткой).

Далее появляется Элайджа Вуд и… для тех, кто не понял, что настоящей Клементины мы больше не увидим, начинаются трудные для понимания 90 минут.

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума», 2004
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума», 2004

Недаром именно в этом месте, наконец, появляются начальные титры. На что намекает режиссер? Одно кино закончилось и начинается совсем другое. Да, именно 21-ая минута и есть начало фильма, потому что все, что было ДО титров — это будущее…

Настоящее знакомство героев мы увидим только в конце фильма, на ступеньках пляжного домика, где волосы Клементины зеленые, а Джоел прекрасно помнит детскую песенку «Дорогая Клементина», которую не смог вспомнить в поезде. Почему? Потому что уже стирал свои воспоминания.

Конечно, я прочитала, кто ещё претендовал на роль Джоела (главным кандидатом был Николас Кейдж). Спасибо небесам, что роль досталась Керри. Я обожаю его в этой роли: мимика, взгляд, отчаяние. Здесь в нем прекрасно все. Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума», 2004
Конечно, я прочитала, кто ещё претендовал на роль Джоела (главным кандидатом был Николас Кейдж). Спасибо небесам, что роль досталась Керри. Я обожаю его в этой роли: мимика, взгляд, отчаяние. Здесь в нем прекрасно все. Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума», 2004

Дальше фильм стоит смотреть примерно в том же, интуитивном ключе. Джоел видит, как с карточки пропадает имя Клементины. Волшебство? Очередная загадка? Художественный прием? Нет. Воспоминания. Только в них прошлое героя зыбко и постоянно ускользает от него.

Темное и светлое

Ещё один режиссерский прием — это затемнение и направленный свет. Подсказка состоит в том, что воспоминания главного героя не пропадают полностью, а стираются постепенно, уходя «в темноту» и «расфокус».

Направленный свет, лучи, в которых периодически мечутся герои — то немногое, что память пока еще сохранила.

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума», 2004
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума», 2004

По мере того, как отчаяние Джоела нарастает, реальность становится все более размытой. Помните моменты, когда герой не видит лиц людей?

Волосы Клементины

Последняя подсказка зрителю — цвет волос Клементины. В фильме они постоянно меняют цвет и успевают побыть синими, оранжевыми, красными, зелеными и натурально-коричневыми. Это помогает зрителю отслеживать ее отношения с Джоелом в соответствии с сюжетом.

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума», 2004
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума», 2004

Зеленые волосы — первая встреча, красные — фантазии героя, оранжевые — их роман и синие — встреча после стирания воспоминаний.

«Настоящая» Клементина, то есть не воспоминание или плод воображения Джоела, присутствует в фильме чуть меньше двадцати минут (в этот момент волосы героини синие)

* * *

Фильм часто сравнивают с работами Кристофера Нолана, но самые сложные нелинейные фильмы режиссера «Помни», «Начало» и «Довод» выйдут на экраны намного, намного позже, так что если Мишель Гондри и искал вдохновение в чьих-то работах, что это точно был не Нолан.

Да, и зачем, собственно, его с кем-то сравнивать?

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума», 2004
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума», 2004

В чем главный смысл этого фильма?

Процитирую Владимира Лященко, чья рецензия вдохновила меня вернуться к разбору этого сложного фильма: «Вечное сияние очищенного от ошибок разума часто оказывается не только недостижимым, но и нежелательным выбором». Вот так-то.

Ну, что же, остается только пересмотреть фильм и сложить этот пазл в более понятную картинку.

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Подписывайтесь на канал, встретимся завтра и снова поговорим про хорошее кино ;)

-8