Под впечатление индийского фильма «Месть и закон» я взял два пятака, сточил у обоих «орлы» и склеил эпоксидкой. Получилась монета, которая всегда падает одной стороной, «решкой». Она полезна для фокусов. Но я не думал, что кто-то так делает для обогащения.
Однажды Борис Исаков показал мне странные 15 копеек. Насечки на гурте монеты (ребре), были не сплошные, а прерывались тонкой линией. Казалось, что монета склеена из двух половинок. И звенела она глухо, не как настоящая. Я сразу вспомнил свой пятак, у него тоже на ребре была видна склейка. То есть Борису достался фальшивый пятиалтынник. Конечно, обе стороны были не настоящие, а из какого-то мягкого легкоплавкого металла, типа Гарта. Видимо, злоумышленники изготовили клише с настоящей монеты, штамповали две половинки, после чего сплавляли их между собой. Почему не штамповали сразу на двух сторонах, не знаю, может так проще было.
Сначала он загорелся идеей раскрыть это дело, потом остыл: дежурить сутками на почте, чтобы поймать фальшивомонетчика, нереально. Почему на почте, объясняю: вероятней всего преступники меняли на настоящую «трешку» 20 пятнадцатикопеечных монет (или больше-меньше, неважно) и шли в кабинку якобы звонить по межгороду (одна монета на примерно на одну минуту разговора, так что меняли обычно много). Минуту набирали номер для вида, потом меняли монеты обратно на банкноту, типа не дозвонились. Меняли, конечно, фальшивые монеты. «Трешка» вернулась, можно проворачивать операцию снова. За монетами тогда особо не следили, так что «навар» хоть и маленький, но простой и безопасный. Как бы.
Мы пошли в милицию и предъявили находку дежурному. Он отправил нас в кабинет. Молодой офицер поменял нашу монету на настоящую. Похоже, он хотел поскорей от нас отделаться, но Борис потребовал, чтобы фальшивку приняли по протоколу. Следователь вздохнул, вытащил бумагу и принял все по форме.
Через месяц, когда мы забыли эту историю, к нам во дворе подошел милиционер и спросил, где мы нашли монету. Мой друг ответил, что на почте, кто-то видимо потерял. Следователь поблагодарил и собрался уходить. Борис спросил: «Нашли фальшивомонетчиков? Если да, мне полагается поощрение!» Милиционер усмехнулся и ответил: «Может ты сам делал такие монеты? Или вводил их в оборот по сговору с преступной группой?» Мой «детектив» стушевался, его показания даже не записали.
В местной газете напечатали, что накрыли банду фальшивомонетчиков. О роли Бориса ни слова. Дело не в том, что он нашел фальшивую монету: наверняка до и после него находили много других. Но его находку зафиксировали, а значит открыли дело, которое милиции пришлось расследовать. Так что его роль важная; жаль, что не поощрили.
Все мои книги на Литрес