В старейшем иррегулярном полку России, в разное время проходили службу немало известных людей своего времени. Одним из них стал младший брат великого русского поэта Лев Сергеевич Пушкин. Как и многие молодые люди того времени, попробовав себя на стезе гражданской службы, он в итоге оказался в частях Императорской армии. Воинскую службу начал юнкером в прославленном на Кавказе Нижегородском драгунском полку в 1827 г., когда в самом разгаре полыхала русско-персидская война (1826-1828 гг.). После ее успешного для страны завершения, сразу же принял участие в очередной русско-турецкой войне (1828-1829 гг.), все время находясь на передовых позициях. В боях с персами и турками отличился, за что и был произведен в офицеры. По окончании боевых действий Лев Сергеевич получил отпуск, по завершении которого поступил на службу в Финляндский драгунском полк, в рядах которого принимал участие в подавлении шляхетского восстания в Польше в 1831 г. Выйдя в отставку, несколько лет находился среди чиновников министерства внутренних дел, пока в 1836 г. не поступил в Отдельный Кавказский корпус. Прождав в Тифлисе несколько месяцев назначения в конце этого же года, состоя по армейской кавалерии он в чине штабс-капитана был прикомандирован к Гребенскому казачьему полку, попасть в который, как правило можно было имея сверх отличные протекции.
С самого начала 1837 г. Лев Сергеевич принимал непосредственное участие в боях с горцами в Большой Чечне в отряде под командованием начальника Левого фланга Кавказской Линии генерал-майора К.К.Фезе. Находился в рядах гребенских казаков при захвате 21 января немирного аула Селим-Гирей, в конце феврале сражался с мюридами у селений Шалаж-Юрт, Урус-Мартан и др. По отзывам современников Гребенской казачий полк был сильно измотан в беспрерывных сражениях и нес большие потери, особенно среди офицерского состава. Судьба пощадила младшего брата поэта, в отличие от многих сослуживцев, хотя и ему крепко досталось от мюридов. Боевой офицер, имевший за плечами три успешные военные кампании не отсиживался за спинами подчиненных станичников. Сохранилось свидетельство очевидцев, как во время одного из жарких сражений юный гребенец, только что поступивший в строевую сотню, испугался и попятился назад. Вышестоящий командир приказал Льву Сергеевичу догнать и срубить негодника, т.к. «он полк бесчестит». Однако штабс-капитан и в этой сложной обстановке показал свой непокладистый характер и повел казаков в атаку, тем самым спасая жизнь проштрафившемуся юнцу.
Находясь в очередной экспедиции против немирных горцев, именно в Большой Чечне в марте 1837 г. штабс-капитан Л.С.Пушкин узнал о трагической гибели старшего брата Александра Сергеевича. Вскоре в одном из писем к другу он писал: «Сам я получил только контузию, будучи вечно под пулями; бедный же брат мой погиб в это время от одной, ему обреченной». В конец измотанный беспрерывными военными экспедициями против немирных горцев, сильно переживая смерть любимого брата, Лев Сергеевич сильно изменился. Заметив удручающее состояние, начальник Черноморской береговой линии генерал-лейтенант Н.Н.Раевский (младший) переводит его в свой штаб на должность адъютанта, а со временем и предоставляет краткосрочный отпуск для лечения на Кавказских минеральных водах.
Сохранились свидетельства, что на Кавказе брат погибшего на дуэли поэта близко сошелся с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Двое боевых и незаурядных кавказских офицеров проводили много времени вместе и вскоре стали душой местного общества. Обладая феноменальной памятью, Лев Сергеевич легко воспроизводил для слушателей целые страницы из произведений отечественных литераторов. Жаль, что он не оставил никаких письменных воспоминаний о своей боевой службе в рядах Гребенского казачьего полка.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.