Создавая план ГОЭЛРО комиссия брала в расчет логистические пути Волго-Уральского региона-самые продолжительные в Европе. Вдоль них и должна была развиваться промышленность. Но далее Сталин перенес индустриализацию на Украину, которая стала логистическим узлом, связанная сухопутными дорогами с центром страны и далее.
После развала СССР центр переместился в Москву. Именно оттуда сегодня идут товары фурами в регионы. А далее водители ждут неделями попутного груза в городах Поволжья и Урала. И планы развития логистики все также крутятся вокруг столицы-скоростная дорога Москва-Казань, скоростная дорога Москва-Санкт-Петербург. И как результат идет сдерживание развития регионов и России в целом. Выход единственный- развивать существующие речные пути самостоятельно, вне связи со столицей и под существующий спрос....
Итак на сегодня самыми узкими местами в логистике страны является БАМ по которому идут на Восток уголь на запад контейнеры. И лучший вариант разделить потоки путем использования внутренний водных путей. Уголь с Кузбасса по реке Томь, а далее Оби на Северный Морской путь. Да придется углублять фарватер, но это сделать дешевле и быстрее чем строить БАМ-2и Бам-3 и строительство которых все равно не решит всех проблем, особенно в части развития регионов.
Второй путь-контейнера из Индии и Китая по Каспию далее по Волге в Балтийские порты. Данный путь вполне способен заменить Суэцкий канал, а благодаря интенсивности судоходства вполне может стать круглогодичным. Климат не столь жесткий как на севере и лед не будет успевать сковывать фарватер Волги.Да и контейнеровозы класса река-море построить дешевле и быстрее чем корабли арктического класса для Северного Морского пути с которым волжский путь смогут дополнять друг друга. Круглогодичность позволит добавить грузы из Прикамья и Урала.
Но только одной логистикой развитие не будет масштабным. Надо строить предприятия машиностроения и сельхозпереработки тесно связанные с речной логистикой, а далее на экспорт через Северный Морской путь и порты Балтики.