Найти тему

Как спастись. Что советовал светским барышням (и не только им) Амвросий Оптинский

Жан Огюст Доминик Энгр (1780 -1867), Портрет мадемуазель Ривьер, 1806. Холст , масло 100 на 70 см. Хранится в Лувре, Париж. Фото мое
Жан Огюст Доминик Энгр (1780 -1867), Портрет мадемуазель Ривьер, 1806. Холст , масло 100 на 70 см. Хранится в Лувре, Париж. Фото мое

☦️ Амвросий Оптинский пишет майским деньком в 1887 году. Привожу его письмо целиком, благо оно короткое. Все по существу.

«Письмо твое от 15 апреля с рублем получил, который и употребил по назначению твоему на масло. Спрашиваешь, как вам жить, чтобы спасти души свои.

Читайте почаще 5-ю, 6-ю и 7-ю главу евангелиста Матфея и старайтесь соблюдать заповеди Божии и жить свято, удаляясь от всякого греха. А в прежних грехах кайтесь пред Богом и исповедуйтесь перед духовником.

Мир тебе и мужу твоему и Божие благословение.

Многогрешный иеромонах Амвросий 

4 мая 1887 г

Для любителей живописи

Во времена художника о портрете сказали бы, что он выглядит «готично». В то время это означало, что пропорции персонажа были переданы неверно.

Действительно, голова выглядит слишком большой. Шея невероятно широка, лицо очень гладкое. Плеч как будто нет. Девушке не более 13 лет, на первый взгляд это не очевидно. Это воспитанная барышня – она терпеливо ждет, пока закончат ее портрет. 

Желтые перчатки – особенная история. Они скрывают руки, одновременно намекая на их обнаженность. Перчатки и боа раздражают (мнение искусствоведа Франсуазы Барб -Галль, профессиональный обзор ее же)

Перчатки и боа крупным планом. Фото мое.
Перчатки и боа крупным планом. Фото мое.

Энгр специально все изобразил. Намек на пробуждающуюся женственность, которую никто не ожидает увидеть. Это уже не ребенок, но еще не женщина. У нее хрупкое переходное состояние между маленькой девочкой и девушкой на выданье. Она еще будет расти. Ее внешность – нечто незавершенное.

У девочки манеры светской дамы, но при этом она не уверена в себе. Зная, какую позу надо принять, она не умеет быть в ней естественной.Совершенный в своей неестественности портрет мадемуазель Ривьера показывает нам (без сомнения, впервые в истории живописи), насколько сложен процесс взросления.

в создании гармоничного образа немаловажную роль играет выбор рамки.

Художник уделил этому большое внимание. Здесь дугообразная форма картины рифмуется с … выгнутой формой бровей мадемуазель Ривьер.

Представила, как удивлённо взлетели брови у моих читателей после этой информации.

Я , например, была поражена таким нюансам.

А теперь, мои дорогие, я желаю всем ангела ко сну и тоже ухожу спать.