Работу в школе не иначе как выживанием я назвать не могу. Нескончаемый гвалт на переменах, непомерная нагрузка, стычки с родителями, неуважительное отношение, заполнение всевозможных отчётов - это лишь часть тех проблем, с которыми сталкиваются учителя. И неважно - молодой, начинающий ли ты педагог или умудренный опытом.
Учителем быть трудно. Во многих регионах это даже не оплачивается по заслугам.
Топ-7 проблем современного учителя
1. Неуважение. В последние годы учителей уважают всё меньше и меньше. Школа оказывает "образовательные услуги", а учителя приравняли к обслуживающему персоналу. Вот и относятся некоторые родители и дети к педагогам подобающе.
Недавно листала новости образования. В. В. Путин предложил не называть труд учителей "услугой" и удалить это слово с официальных документов. Надеюсь, не слова на ветер.
А тем временем неуважение растёт. Преподавателя можно оскорбить, унизить, записать это всё на телефон и выложить в сеть. Реалии современности.
2. Современные учителя гонятся за результатами. От этого зависит их зарплата. Раньше сколько бы победителей олимпиад ни было у тебя в классе, зарплата от этого выше не стала бы, сейчас же станет.
На ЕГЭ натаскивают и на написание тестов. Это создаёт напряжение на учителей и на учеников. Гонка за результатами, когда отметки и статус стали важнее реальных знаний детей.
3. Низкая зарплата. За то, что учитель выполняет несколько функций одновременно: психолог, социальный работник, преподаватель, информатик, воспитатель, консультант, репетитор, он получает 15-30 тысяч в месяц в регионах. Не соответствует вложенному труду! Конечно, в Москве зарплаты выше в несколько раз, но не всем дано там жить и работать.
Такая оплата труда не вдохновляет талантливых учителей идти работать в школу.
4. Разнообразие методов и стратегий обучения, а значит, больше времени на подготовку. Современные ученики ленивые и цифровые. Учитель должен провести урок интересно и познавательно, чтобы их удовлетворить. Он должен выстроить индивидуальный подход к каждому из них: медленному и быстрому, умному и неуспевающему.
Общество и современность требуют от учителя разных подходов, разных методов и стратегий работы с детьми. Время на подготовку урока затягивается, а сутки не резиновые.
5. Неквалифицированность. В некоторых школах , особенно в глубинках, учителя вынуждены вести несколько предметов одновременно без должного образования. ОГЭ и ЕГЭ по своему предмету, даже если он один, сдать не могут.
А кто идёт в педагогические вузы? Только те, кто хочет стать учителем? Обязательно после вуза идут работать в школу? Нет, поступают многие туда, если не прошли по баллам в более престижный вуз, а изначально планировали стать программистом или экономистом, к примеру. Да много причин поступить в пед без мотивации идти работать в школу было и у моих однокурсников. Яркий пример: мальчики туда шли, "потому что много девочек там учится".
6. Устаревшие методы работы. Пункт перекликается с п.4. Современное образование требует от учителя освоение дистанционных курсов, интерактивную доску, ведение соцсетей, онлайн-трансляции, презентации. Есть ли всё это в школах и во всех ли? Мы наблюдаем только электронный дневник, даже компьютер есть не во всех классах. Не говорю про все школы сразу, но во многих получается, что современный учитель пользуется устаревшими методами.
Нет хороших грамотных проектов по улучшению качества образования.
7. "Зачем нам учитель и школа, если есть Гугл?" Бич современных детей - любую информацию можно найти в интернете. А педагоги должны научить их правильно пользоваться этой информацией, находить её, обрабатывать, анализировать, критически мыслить. Этого нет. Учитель продолжает учить, хотя его роль должна измениться.
Это глобальные проблемы современного учителя. Есть и ещё, это далеко не полный перечень.
Напишите в комментариях, согласны ли вы с этими проблемами, и как их надо решать.
Учителям желаю терпения и успехов в их нелёгком труде!