В одной из прошлых статей я обещала рассказать о том, кто же такие теоретики (они же музыковеды). Обещала – рассказываю.
Но сначала – небольшая «прелюдия».
Моя профессия (а я и есть музыковед, как не трудно догадаться) есть моя головная боль. Когда я знакомлюсь с кем-то, кто живёт вне мира музыки и даже вне мира искусства, упоминание о том, что я теоретик, влечет за собой громадное количество вопросов: «А это кто?» «А чем ты занимаешься?» «А кем ты можешь работать?» и прочие прелести. Однажды меня охватило такое отчаяние, что я на полном серьёзе собиралась говорить всем новым знакомым, что я бухгалтер (кто понял отсылку – тот молодец). Но все же мне удалось выработать краткий план рассказа о том, кто такие теоретики, где они обитают и с чем их едят.
Самый близкий аналог музыкального теоретика (он же – музыковед) – это литературовед, искусствовед, киновед и просто историк. Эти области объединяет то, что они как бы собирают громадные объемы информации, связанные с определённым видом искусства, перерабатывают ее, систематизируют и выдают в виде книг, статей, диссертаций, каталогов и прочего. Но это – очень грубое и обобщённое определение. Мы, люди искусства – тонкие натуры, так что позволю себе углубиться в предмет.
Глобально музыковедение делится на две ветви – теория и история. Теория занимается тем, как музыка сделана, а история – на то и история, чтобы копаться в исторических фактах, архивах и источниках (но тут не все так просто и однозначно).
Теоретик для музыканта — математик для инженера. Теоретики занимаются конкретикой: разбираются, как именно создано то или иное произведение, находят определенные закономерности, общие черты в структуре сочинений одного композитора или даже эпохи. Музыка – парадоксальное искусство. Оно одновременно и самое эмоциональное, и – самое рациональное. Та самая рациональность, заложенная в основу, позволяет даже непрофессионалам отличить на слух Чайковского от Вивальди. И это самое рациональное зерно теоретики и отыскивают.
А что историки? Историков я бы поделила на две категории.
Первая категория – историки, которые занимаются непосредственно историческими фактами, разбирают архивы, систематизируют документы, так или иначе связанные именно с музыкальной историей (письма композиторов и музыкантов, архивы театров и т. д.). Результатом их работ становятся или издания собраний писем, или биографические труды, и прочие исторические исследования.
Вторая категория – историки философствующие. Те самые «синие занавески», только в музыке. Тут воедино сплетаются музыкальный анализ, эстетика и философия. К сожалению, случается так, что в своих изысканиях исследователей этого рода захватывает невероятный полёт фантазии, и они начинают искать символику в количестве тактов или видеть в сочинении композитора портрет его семьи, хотя указаний на это не было ни в документах самого композитора, ни в названии произведения. Такой подход поиска глубокого смысла без имения на то крепких объективных доказательств был довольно популярен в советское время, но сейчас уже понемногу отживает своё.
А кем же теоретики работают?
Первый и самый очевидный ответ – преподают. Преподают в музыкальных школах (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки), колледжах и училищах (к сольфеджио и музыкальной литературе добавляется элементарная теория музыки, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений) и вузах (все то же самое, что и в среднем звене, только вместо музыкальной литературы – история музыки).
Но не преподаванием единым.
Вторая область, которая приходит на ум – это музыкальная критика и журналистика. (Лирическое отступление: как-то обмолвилась о существовании музыкальной журналистики при знакомой, с музыкой не связанной, так она была в культурном шоке от существования такого чуда-юда.)
Музыкальные журналисты и критики занимаются тем же, что и их немузыкальные коллеги: пишут статьи, рецензии в периодические издания, берут интервью и т. д. Но, конечно же, тематика будет музыкальной: рецензии на концерты, музыкальные спектакли, фестивали; интервью у композиторов, исполнителей, исследователей; анонсы различный музыкальных событий; проблемные статьи, тоже связанные с музыкой. И этим обычно занимаются теоретики, так как с самого колледжа их учат ПИСАТЬ. И, следовательно, это им даётся легче, чем другим музыкантам. Ну, так считается, статистику не вела.
Музыковед может заниматься просветительской деятельностью. Похоже на преподавание, но более свободная и простая форма донесения информации. Это могут быть как специализированные лекции, так и лекция в рамках концерта. Тут же рядом находится еще одна ипостась музыковеда как ведущего концертов и мероприятий.
Так же музыковеда могут пригласить в качестве музыкального консультанта в какой-нибудь проект: театр, фильм, выставку. Но это мероприятия разовые, и такое используется как дополнительная деятельность.
И еще одна неожиданная ипостась теоретика – фольклорист. Да, фольклористы тоже считаются теоретиками. Они собирают материал в экспедициях, переводят аудио в нотный текст, и тоже пытаются отыскать определенные закономерности в народной музыке каждого из регионов. А еще в некоторых учебный заведениях практикуется исполнение народных песен теоретиками, а не певцами-народниками.
Так что вот такие они – теоретики. Швецы, жнецы, на дуде игрецы…
—————————————————————————————————————
Читайте предыдущую связанную статью автора: Волшебство восприятия, или как слышат музыканты?
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊