Найти тему

Музыковеды – кто же это?

В одной из прошлых статей я обещала рассказать о том, кто же такие теоретики (они же музыковеды). Обещала – рассказываю.

Но сначала – небольшая «прелюдия».

Моя профессия (а я и есть музыковед, как не трудно догадаться) есть моя головная боль. Когда я знакомлюсь с кем-то, кто живёт вне мира музыки и даже вне мира искусства, упоминание о том, что я теоретик, влечет за собой громадное количество вопросов: «А это кто?» «А чем ты занимаешься?» «А кем ты можешь работать?» и прочие прелести. Однажды меня охватило такое отчаяние, что я на полном серьёзе собиралась говорить всем новым знакомым, что я бухгалтер (кто понял отсылку – тот молодец). Но все же мне удалось выработать краткий план рассказа о том, кто такие теоретики, где они обитают и с чем их едят.

Самый близкий аналог музыкального теоретика (он же – музыковед) – это литературовед, искусствовед, киновед и просто историк. Эти области объединяет то, что они как бы собирают громадные объемы информации, связанные с определённым видом искусства, перерабатывают ее, систематизируют и выдают в виде книг, статей, диссертаций, каталогов и прочего. Но это – очень грубое и обобщённое определение. Мы, люди искусства – тонкие натуры, так что позволю себе углубиться в предмет.

Глобально музыковедение делится на две ветви – теория и история. Теория занимается тем, как музыка сделана, а история – на то и история, чтобы копаться в исторических фактах, архивах и источниках (но тут не все так просто и однозначно).

Теоретик для музыканта — математик для инженера. Теоретики занимаются конкретикой: разбираются, как именно создано то или иное произведение, находят определенные закономерности, общие черты в структуре сочинений одного композитора или даже эпохи. Музыка – парадоксальное искусство. Оно одновременно и самое эмоциональное, и – самое рациональное. Та самая рациональность, заложенная в основу, позволяет даже непрофессионалам отличить на слух Чайковского от Вивальди. И это самое рациональное зерно теоретики и отыскивают. 

А что историки? Историков я бы поделила на две категории. 

Первая категория – историки, которые занимаются непосредственно историческими фактами, разбирают архивы, систематизируют документы, так или иначе связанные именно с музыкальной историей (письма композиторов и музыкантов, архивы театров и т. д.). Результатом их работ становятся или издания собраний писем, или биографические труды, и прочие исторические исследования.

Вторая категория – историки философствующие. Те самые «синие занавески», только в музыке. Тут воедино сплетаются музыкальный анализ, эстетика и философия. К сожалению, случается так, что в своих изысканиях исследователей этого рода захватывает невероятный полёт фантазии, и они начинают искать символику в количестве тактов или видеть в сочинении композитора портрет его семьи, хотя указаний на это не было ни в документах самого композитора, ни в названии произведения. Такой подход поиска глубокого смысла без имения на то крепких объективных доказательств был довольно популярен в советское время, но сейчас уже понемногу отживает своё. 

-2

А кем же теоретики работают?

Первый и самый очевидный ответ – преподают. Преподают в музыкальных школах (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки), колледжах и училищах (к сольфеджио и музыкальной литературе добавляется элементарная теория музыки, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений) и вузах (все то же самое, что и в среднем звене, только вместо музыкальной литературы – история музыки).

Но не преподаванием единым.

Вторая область, которая приходит на ум – это музыкальная критика и журналистика. (Лирическое отступление: как-то обмолвилась о существовании музыкальной журналистики при знакомой, с музыкой не связанной, так она была в культурном шоке от существования такого чуда-юда.)

Музыкальные журналисты и критики занимаются тем же, что и их немузыкальные коллеги: пишут статьи, рецензии в периодические издания, берут интервью и т. д. Но, конечно же, тематика будет музыкальной: рецензии на концерты, музыкальные спектакли, фестивали; интервью у композиторов, исполнителей, исследователей; анонсы различный музыкальных событий; проблемные статьи, тоже связанные с музыкой. И этим обычно занимаются теоретики, так как с самого колледжа их учат ПИСАТЬ. И, следовательно, это им даётся легче, чем другим музыкантам. Ну, так считается, статистику не вела.

-3

Музыковед может заниматься просветительской деятельностью. Похоже на преподавание, но более свободная и простая форма донесения информации. Это могут быть как специализированные лекции, так и лекция в рамках концерта. Тут же рядом находится еще одна ипостась музыковеда как ведущего концертов и мероприятий. 

Так же музыковеда могут пригласить в качестве музыкального консультанта в какой-нибудь проект: театр, фильм, выставку. Но это мероприятия разовые, и такое используется как дополнительная деятельность. 

И еще одна неожиданная ипостась теоретика – фольклорист. Да, фольклористы тоже считаются теоретиками. Они собирают материал в экспедициях, переводят аудио в нотный текст, и тоже пытаются отыскать определенные закономерности в народной музыке каждого из регионов. А еще в некоторых учебный заведениях практикуется исполнение народных песен теоретиками, а не певцами-народниками.

-4

Так что вот такие они – теоретики. Швецы, жнецы, на дуде игрецы…

—————————————————————————————————————

Читайте предыдущую связанную статью автора: Волшебство восприятия, или как слышат музыканты?

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊