Майор Иван Плевако, командир 20-го отдельного мотоциклетного полка, единственной части, которая выполнила приказ командарма-4 Коробкова и смогла задержать немецкое наступление на Пинск на двое суток, не сразу поверил секретарю горкома Комарову. Именно так представился майору, капитан ГБ Василий Корж бывший координатором законсервированного подполья сразу трех областей Западной Белоруссии и Западной Украины.
Мотоциклисты против мотоциклистов
Никому не нужные новейшие танки
По словам «Комарова» выходило, что в семи километрах от линии обороны на разъезде Трудовой стоит эшелон с новыми танками, к которому нет возможности подогнать паровоз. Так как немцы в четыре часа дня 26 июня 1941 года разбомбили эшелон на перегоне Янов-Полесский – Молотковичи повредив полотно на протяжении не менее пятисот метров. Майор Иван Плевако точно знавший, что на весь его 14-ый механизированный корпус не было ни одного танка моложе 1937 года, а весь парк состоял из однотипных Т-26, не мог придти в себя. Как так получилось, что эшелон с новейшими танками, вооруженными длинноствольными орудиями Ф-34 просто стоял на глухом разъезде никому не нужный, на пятый день войны.
Товарищ «Комаров» сказал, что танки следует перегнать в Пинск для укрепления обороны города, там же при помощи военкомата и комендатуры можно будет сформировать полноценные танковые экипажи. А пока нужно только 12 механиков-водителей, имеющих опыт вождения танка. А насчет горючего не стоит волноваться, так как его бойцы смогли связаться с проплывавшим монитором Пинской военной флотилии, который наполнил дизелем несколько бочек для заправки танков.
От механиков требовалось выгрузиться на платформу, именно на разъезде Трудовой была бетонная платформа, построенная еще поляками для выгрузки тяжелой техники. А потом пройти быстрым маршем по отличному шоссе до Пинска. В поредевшем мотоциклетном полку нашлось сразу два десятка механиков лёгких танков и трактористов, и даже был один полноценный танковый экипаж.
Танки Т-34 стояли брошенные на платформах
Плевако согласился отдать в распоряжение «Комарова» танковых механиков, если один танк перейдет в распоряжении сводного механизированного полка, который по мнению “инициативного” штаба Четвертой армии РККА должен был быть сформирован на базе 20-го мотоциклетного полка, который в фантазиях штабистов оставался мощным боеспособным механизированным соединением.
Боевое подполье расконсервировано
После переговоров с “Комаровым” мотоциклетный полк, оставив небольшой заслон начал движение по дороге на Пинск. Прикрывать полк осталось полтора десятка молодых парней одетых в одинаковые польские военные суконные куртки образца 1936 года. Молодые люди появились на позициях вместе с товарищем “Комаровым”, командир полка отметил, что они очень уверенно обращаются с невиданными в РККА бельгийскими ручными пулеметами и необычным длинным и толстым ружьем на сошках.
Назрела необходимость менять тактику
Отвечая на не высказанный вопрос товарищ “Комаров” сказал, что это бойцы противодиверсионной роты истребительного батальона, созданного в первый день войны из членов боевого подполья бывшей коммунистической партии Западной Белоруссии. Все они в свое время закончили специальные учебные заведения НКВД. У них существует свое особое задание, но, в качестве дополнительной задачи они прикроют отход потрепанного мотоциклетного полка.
Благодаря командованию полка на 26 июня 1941 года 20 отдельный мотоциклетный полк РККА оставался еще подвижным соединением, имеющем десятки мотоциклов и автомобилей, поэтому дорога до разъезда Трудовой заняла не более получаса. На железнодорожной ветке стоял небольшой эшелон из двух товарных вагонов и двенадцати платформ, укрытых веревочной сетью.
Мотоциклетному полку нужен был отдых
Задача прежняя – не допустить врага в Пинск
Рядом с вагонами стояло два милиционера, вооруженных винтовками и гранатами. Как они сообщили, у воинского эшелона отсутствуют документы, а сопровождающий скрылись, По сведениям председателя сельсовета до вечера 22 июня 1941 года груз сопровождал воентехник 2 ранга с четырьмя бойцами, которые следовали в район Белостока. На платформах стояли новейшие танки Т-34 с длинноствольным орудием, такую модификацию танков начали выпускать только в марте 1941 года и перед ним были беззащитны все танки и штурмовые орудия вермахта в начальный период войны.
Боекомплект для орудий был половинный: 60 ящиков со снарядами находились в товарном вагоне. Патронов к пулеметам не было вовсе. Танки по очереди выгрузили на платформу и уже к 5 утра они находились замаскированные в ельнике за городком Яново, примерно в 35 километраж от Пинска, где было принято решение переждать световой день. Его планировалось использовать для отдыха и ликвидации неисправностей, которые выявились по результатам двадцатикилометрового марша.
С бойцами истребителями подошли моряки Пинской флотилии
Здесь же и разместился мотоциклетный полки получивший пополнение более 200 человек из состава истребительных батальонов и милиционеров близлежащих районов. Полку была передан и один взвод морской пехоты, отлично экипированный и вооруженный многочисленным автоматическим оружием. Моряки Пинской флотилии приехали на двух автомобилях и даже привезли полевую кухню, что позволило мотоциклистам майора Плевако впервые с начала войны поесть горячей пищи.
Предстояло принимать решение о дальнейшей тактике обороны. Местечко Яново было перенаселено евреями беженцами из Центральной Польши и если сделать его рубежом обороны потери гражданского населения могли стать катастрофическими. Поэтому было решено, что полк, вместе с танками ночью 27 июня 1941 года выдвинется на 10 километров восточнее Яново, где и организует подвижную оборону, не имеющую ничего общего с Полевым уставом РККА…