Продолжение. Начало тут
В 1989 г. украинский кинорежиссер Кира Муратова уже была причислена к гениям советского кино. Этим она была обязана двум своим старым фильмам "Короткие встречи" и "Долгие проводы". В свое время они не получили особого зрительского признания и быстро исчезли из проката. А вот с началом "перестройки" и смены руководства Союза кинематографистов СССР фильмы были "официально" признаны шедеврами, а режиссер гением.
Для Киры Муратовой наступили самые лучшие времена. Она могла принести чистый лист вместо сценария, и под этот чистый лист ей мог быть выделен неограниченный бюджет при полной свободе творчества. И Муратова стала снимать в 1989 г. свой первый художественный фильм в стиле публицистики. До этого ей приходилось с учетом требований советского кинематографического начальства пролезать в игольное ушко установленных ограничений, искать соответствующую форму для своих фильмов. На этот раз никаких ограничений не было. И Муратова стала снимать, как говорится, "на все деньги".
Она снимала, снимала, снимала. Кончились деньги, но начальство сказало:"Вы снимайте и ни о чем не беспокойтесь. Сколько денег вам надо столько и будет."
В итоге получилась двухсерийная картина "Астенический синдром". На кинофестивале в Берлине в 1991 г. картина была удостоена "Серебряного медведя" - специального приза жюри.
Фильм можно было бы причислить к очередной кинематографической "чернухе", которая в начале 90-х вала пошла в советском кино. Чтобы снимать такое кино и развалили великую страну, на эту тему у нас есть статья.
Но все-таки "Астенический синдром" снимал настоящий художник. Поэтому в ряду отечественной постперестроечной "чернухи" фильм стоит особняком.
Предоставленная Муратовой неограниченная свобода творчества сыграла с нею некоторую шутку. Ей хотелось снять и то, и это, и вообще все, что пришло на ум. От этого фильм получился очень перегруженным и избыточным. И не всякий зритель по собственному желанию досмотрит его до половины. Тем более, что для его просмотра нужен еще и соответствующий настрой. Настрой веселый и саркастический ко всему происходящему на экране. И еще пара перекуров, чтобы как-то усвоить всю ту мозаику дикого абсурда, что Муратова напихала в фильм. "Напихала" - это ее собственное выражение.
Фильм состоит из двух, совершенно не связанных между собой, частей. Первая часть, составляющая одну треть фильма, скажу сразу и это только мое мнение - пародия на современное Муратовой т.н. "авторское кино". Хотя сразу это и не поймешь. Потому как нам начинают показывать историю полубезумной женщины, врача Наташи, у которой только что умер муж.
Фильм начинается с выступления трех старушек, которые вразнобой, да так что и не понять, неоднократно повторяют одну и ту же фразу.
“В детстве, в ранней юности я думала, что если всем людям прочесть внимательно Льва Николаевича Толстого, и все-все всё поймут и станут добрыми и умными”.
Потом показывают какую-то стройку, где рабочие, копошась в глубокой яме, пытаются привязать к хвосту кошки пустую консервную банку. Тут Муратова, наверное, хотела показать, что вся наша жизнь это сплошная яма, а внутри нее копошатся людишки, которые, когда коту делать нечего они над животными издеваются, но неудачно. Потому как кошка вырвалась и банка с хвоста свалилась. Даже пакость эти людишки качественно сделать не могут.
Дальше показывают похороны на кладбище. Наташа хоронит мужа. Наташу играет Ольга Антонова. Это ее вторая заметная роль в кино после "Почти смешной истории".
А это муж. Правда, очень похож на Сталина. У меня сразу же возникла такая ассоциация. И не зря. Но об этом дальше.
Потом нам показывают, как Наташа убегает с кладбища, бросив гроб с телом мужа на произвол судьбы. Потом из нее начинает выходить агрессия, которую она очень долго в себе сдерживала. Наташа начинает по дороге с кладбища агрессивно и беспричинно бросаться на прохожих, подбирает по дороге какого-то пьяного бомжа и приводит домой, чтобы заняться с ним сексом. Но потом, приглядевшись к этому уроду, в истерике его выгоняет. Потом идет в больничный стационар, где она работает. Нам показывают убогую советскую больницу и уродливых больных. Наташа приходит к главврачу, опять устраивает истерику и увольняется. Затем она на монтажном кране спускается с небес на землю.
Ну, "чернуха" и "чернуха" - вполне стандартная. Задавленная убогим советским бытом и горем одинокая женщина не знает куда ей податься. Но оказывается, что это мы смотрели фильм в фильме. Фильм про Наташу заканчивается и на сцену кинозала, где проходил показ фильма, под ручку выходят некий ведущий и исполнительница главной роли в этом фильме Ольга Сергеевна Антонова.
И ведущий предлагает кинозрителям, которые уже рвут со своих мест к выходу, обсудить этот фильм. Интеллигентно так предлагает, правда, без особого энтузиазма. Но деваться некуда. А актриса Антонова тоже довольно скептически настроена. Одного взгляда на публику хватает.
"Я, понимаш, пришел отдохнуть, после трудового дня, а мне понимаш, что показывают. Все там ходют, ноют, чего-то говорят." А ведущий призывает обсудить этот фильм, такие снимают Сокуров, Герман и Муратова. Но на публику эти имена не производят никакого впечатления, они же не знают, что это вновь утвержденные гении советского кинематографа.
Да ведущему и самому смешно. Ну, какие там Сокуров, Герман и Муратова. Тем более, что и Антонова убежала со сцены и очень громко смеется за кулисами. И над чем же они смеются? Над простым народом или над фильмами Сокурова, Германа и Муратовой, которые этому народу по барабану?
Так что же хотела показать нам Муратова? Попробуем понять. Наша версия. Все начинается с кладбища. Хоронят "Сталина". То есть теперь все - свобода, тирания пала. И советская интеллигенция в лице врача Наташи пускается во все тяжкие.
И вся накопившаяся за годы тоталитарного режима агрессия выплескивается наружу, ее же надо как-то применить. Вот Наташа и бьет в доме посуду, орет на соседей, пристает к мужикам на улице. Решает заняться развратом, при тоталитаризме секса в СССР, как известно, не было, надо наверстывать упущенное.
А еще она увольняется с работы. Надоело ей в этой убогой "совковой" больнице работать. Правда, главврач, милый, интеллигентный старичок. который еще не освободился от наследия тоталитаризма, просит ее объяснить причины, предполагает, что у нее стресс от смерти мужа. т.е. "Сталина".
Вот так у нашей интеллигенции и бывает. С одной стороны желание полной свободы, а с другой тоска по "Сталину". И что делать с этой свободой никто не знает. И опять же внезапно возникшая свобода дает возможность Сокурову, Герману и Муратовой снимать свои фильмы, с которых зрители убегают после сеанса недовольные. Они отдохнуть пришли, а им вот ЭТО показывают - про агрессивную истеричку, ударившуюся уже в день похорон мужа во все тяжкие. И никаких Сокурова, Германа и Муратову они не знают. Им бы про Бельмондо с Челентано.
И представителям т.н. "творческой интеллигенции" в лице ведущего и актрисы Ольги Антоновой самим смешно. Ну, вот для кого снимают свои фильмы Сокуров, Герман и Муратова? Они, понимаешь, наснимали что в голову взбрело, а им перед зрителями отдуваться.
Вот такой, очень изящный стеб над собой; над Сокуровым и Германом; над интеллигенцией, которая так хотела свободы, а получив ее бросает работать, начинает развратничать и накопленную агрессию выплескивать на посторонних; над простым народом, который почему-то никак не может понять "гениальные" фильмы Сокурова, Германа и Муратовой.
Но это только треть фильма и это не про "Астенический синдром". А героем "астенического синдрома" является простой учитель английского языка Николай Иванович, который уснул во время показа фильма про врача Наташу.
Сейчас офицер громко скомандует солдатикам: "Встать!"- и учитель испуганно проснется. И отправится в свою скорбную "одиссею" по родному городу времен последней стадии развала СССР. И вот уж тут-то Муратова оторвется по полной. Там уже будут картины жизни достойные кисти Иеронима Босха. Но об этом во второй части.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал