Продолжим рассматривать поэтику «Цветов зла» Шарля Бодлера. О важности личности Бодлера и непосредственно сборника я писала в статье, посвященной стихотворению «Идеал». Сегодня разберем «Дон Жуана в аду» и вспомним комедию Мольера «Дон Жуан, или Каменный пир» (1665).
Привожу полный подстрочник стихотворения, чтобы учесть все смыслы, заложенные Бодлером.
Дон Жуан в аду
Когда Дон Жуан спустился к подземной волне
И когда он отдал свой обол* Харону,
Мрачный нищий с гордым взором, как Антисфен**,
Мстительной, сильной рукой хватался за каждое весло.
Распахнув платья, показывая свои обвисшие груди,
Женщины корчились под темным небосводом,
И, будто от огромного стада предлагающих себя жертв,
За ним следовал протяжный рев.
(Сганарель, смеясь, требует свое жалованье)***,
Пока дон Луис дрожащим пальцем
Указывал всем мертвым, блуждающим по берегам,
На дерзкого отпрыска, который насмехался над его седым лбом.
Дрожащая под трауром, невинная и тощая Эльвира****,
Рядом с неверным супругом, который был ее возлюбленным,
Казалось, просила о самой важной улыбке,
В которой сияла нежность его первой клятвы.
Весь в доспехах, огромный каменный человек*****
Стоял у руля и рассекал темную волну;
Но невозмутимый герой, склонившийся над рапирой,
Смотрел на кильватер****** и не обращал ни на что внимания.
*Обол Харона — монета, которую клали под язык покойному перед погребением. В древнегреческой литературе, Харон — тощий старик в грязном одеянии, переправляющий души умерших на другую сторону реки Стикс, в царство мертвых — забирал у погибшего монету, в качестве платы за перевозку.
**Антисфен — древнегреческий философ, родоначальник кинизма. К моему большому разочарованию, его личность не была упомянута ни в одном из найденных переводов. Не зря именно его приводит Бодлер в качестве перевозчика для мольеровского Дон Жуана.
Цель жизни по Антисфену заключается в добродетели, а стремление к наслаждениям только препятствует ее достижению. Дон Жуан же, словами его слуги — «величайший из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собака, дьявол, турок, еретик, который не верит ни в небо, ни в святых, ни в бога, ни в черта, который живет как гнусный скот, как эпикурейская свинья, как настоящий Сарданапал, не желающий слушать христианские поучения и считающий вздором все то, во что верим мы». Более того, Антисфен призывал к отказу от материальных излишеств, «славился» бедностью и аскетизмом, пренебрегал внешним видом и мнением толпы: вот он - «мрачный нищий с гордым взором». Дон Жуан, напротив, живет только наслаждениями: имеет в каждом городе по жене («Пусть я связан словом, однако чувство, которое я испытываю к одной красавице, не заставляет меня быть несправедливым к другим: у меня по-прежнему остаются глаза, чтобы замечать достоинства всех прочих, и каждой из них от меня - дань и поклонение, к которым нас обязывает природа») и «платье у него сверху донизу все в золоте».
«Гусман. Человек такого знатного рода - и совершает такую низость!
Сганарель. Что ж что знатного рода! Это еще не причина. Знатный род не помеха.»
***Сганарель — слуга Дон Жуана.
«Ах, мое жалованье, мое жалованье! Смерть Дон Жуана всем на руку. Разгневанное небо, попранные законы, соблазненные девушки, опозоренные семьи, оскорбленные родители, погубленные женщины, мужья, доведенные до крайности, - все, все довольны. Не повезло только мне. Мое жалованье, мое жалованье, мое жалованье!»
****Эльвира — одна из множества и последняя из жен Дон Жуана, который украл девушку из монастыря и сразу после свадьбы бросил.
*****Дон Жуан погибает после того, как бросается со шпагой на призрака в виде Времени с косой в руке, что призывал его раскаяться: появляется статуя убитого им командора, молния поражает героя, и он проваливается под землю.
******Кильватер — волна, расходящаяся по линии киля идущего судна.
Вероятно, Бодлер видит сходство между собой и Дон Жуаном. Не секрет, что Бодлер вел разгульный образ жизни и предпочитал недоступных женщин, к которым терял интерес, как только получал их безраздельное внимание. Достаточно вспомнить хотя бы о его связи с Апполонией Сабатье, о которой я рассказывала в предыдущей статье.
«Это так приятно — всевозможными знаками внимания покорять сердце молодой красавицы, видеть, как с каждым днем ты все ближе к цели, побеждать порывами своего чувства, вздохами и слезами невинную стыдливость души, которая не хочет слагать оружие, шаг за шагом преодолевать мелкие преграды, которые она ставит нам, побеждать щепетильность, в которой она видит свою заслугу, и незаметно вести ее туда, куда ты стремишься ее привести! Но когда ты своего достиг, когда уже нечего ни сказать, ни пожелать, то вся прелесть страсти исчерпана, и ты засыпаешь в мирном спокойствии этой любви, если только что-нибудь новое не разбудит вновь наши желания и не соблазнит твое сердце чарующей возможностью новой победы. Словом, нет ничего более сладостного, чем одержать верх над красавицей, которая сопротивляется, и у меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах положить предел своим вожделениям». (Дон Жуан)
#литература #поэзия #франция #шарль бодлер #дон жуан #искусство