26 ноября 1847 года в Копенгагене, у датского короля Кристиана IX и его супруги Луизы Гессен-Кассельской родилась девочка Мария София Фредерика Дагмара. Средняя дочь сразу стала любимицей в доме, хоть и не отличалась особым умом и красотой. Но с самого детства ей было присуще очарование, которому впоследствии Константин Романов посвятит строки:
«Все, что радостно, чисто, прекрасно,
Что живет в задушевных мечтах,
Все сказалось так просто и ясно
Мне в чарующих этих очах»
Вместе с Дагмарой росло и её очарование, что сделало датскую принцессу завидной невестой. Император России Александр II как раз искал своему сыну, наследнику престола Николаю, будущую жену.
Николай Александрович или Никс, как его прозвали в семье, был любимым сыном в романовской семье. Очень образованный и честный, с приятной внешностью и благородной красотой, он сразу понравился юной Дагмаре.
Обе стороны не стали тянуть с союзом, и 20 сентября 1864 года, в день своего рождения, Никс был помолвлен с Дагмарой.
Счастливый, он писал матери:
«Если бы Ты знала, как я счастлив: я влюбился в Дагмару. Как же мне не быть счастливым, когда сердце говорит мне, что я люблю ее, люблю горячо… Она так симпатична, проста, умна, весела и застенчива. Глаза ее говорят за нее: такие добрые, умные, бойкие глаза.»
А принцесса писала брату Вильгельму:
«Ах, если бы ты только видел и знал его, то мог бы понять, какое блаженство переполняет меня при мысли, что я могу назвать себя его невестой».
Они были молоды и счастливы, днями напролёт гуляли в парке, и Никс рассказывал невесте о России, своей Родине. Он хотел, чтобы Дагмара полюбила её всем сердцем. Внимая его сердечным рассказам, маленькая принцесса мечтала: долгая, счастливая жизнь с Никсом, любовью всей её жизни, тёплые приёмы в обретенной Родине — России...
Но их мечтам не суждено было сбыться.
Цесаревич неожиданно заболевает, и врачи долго не могут поставить ему диагноз, оказавшийся страшным — туберкулёзный менингит.
Весной 1865 года Никс впал в агонию.
Дамгара оставалась около него все время, покрывала лицо и руки умирающего поцелуями. Великий князь Александр Александрович, младший брат Никса, вместе с Дагмарой склонялся над цесаревичем и держал его руку... Узнавая невесту, умирающий улыбнулся и прошептал: «Ангел мой, милая моя»
Смерть победила молодость. Любимый всеми наследник российского престола умер. Это был страшный удар для всей династии...
Для Дагмары это была первая, но далеко не последняя потеря в жизни. Знала бы она тогда...
Казалось, все кончено. Её жених, которого она так любила, мёртв, и не осталось ничего, кроме воспоминаний. Эти воспоминания и объединили Дагмару с Александром, теперь ставшим главным наследником престола. Александр долго не решался сделать предложение, но время шло, и этот момент настал.
«Когда мы рассматривали альбом вдвоем, мои мысли были совсем не на картинках. Я только и думал, как бы приступить с моею просьбою. Наконец я решился и даже не успел всего сказать, что хотел. Минни бросилась ко мне на шею и заплакала. Я, конечно, не мог удержаться от слез. Я ей сказал, что милый наш Никс в эту минуту радуется с нами. Я её спросил, может ли она любить ещё кого-нибудь, кроме милого Никса. Она мне отвечала, что никого, кроме его брата, и снова мы крепко обнялись. Много говорили и вспоминали о Никсе, о последних днях его жизни в Ницце и его кончине. Потом пришла королева, король и братья, все обнимали нас и поздравляли. У всех были слезы на глазах».
Состоялось венчание, и Дагмара приняла православие с именем Мария Фёдоровна. Началась новая жизнь.
В России, про которую она так любила говорить с Никсом, Мария была тепло принята обществом.
Их почти тридцатилетний брак с Александром был счастливым, несмотря на различие характеров.
А в 1868 году на свет появился их первенец. Своего сына Мария назвала Николаем, в честь незабвенного и горячо любимого первого жениха.
Через год родился второй сын — маленький ангел Александр. Ему было чуть больше года, когда смерть забрала его в свои беспощадные лапы.
Родители очень тяжело переживали это горе. Плача над маленьким сыном, Мария и не подозревала, что ей суждено пережить всех своих сыновей.
В последующие годы в семье родилось два сына — Георгий и Михаил — и две дочери — Ксения и Ольга. Боль от потери утихала, жизнь входила в привычную колею со своими заботами и радостями. Но все прервалось внезапно.
Уже император, Александр III стал тяжело болеть. Пятидесятилетний император угас за месяц. Его не стало 20 октября 1894 года. Склоняясь над ним, как когда-то давным-давно над Никсом, Мария вновь переживала все те же чувства. 25 октября она писала:
«Все уже позади! Моя жизнь разбита - как я могу представить себя, живущую без того, кто был для меня всем. В последние дни он позволял мне делать для него все, позволить камердинеру не хотел... С большим трудом мы пересадили его в кресло и вывезли в залу. Вся семья вошла к нему, он всех целовал. После причастия... это опять преисполнило меня надеждой и верой. Но этого не произошло, и мы не смеем спрашивать "почему?"... До последнего момента он оставался в сознании, говорил с нами и смотрел, пока тихо не ушел для вечной жизни у меня на руках»
Новым императором стал её сын, Николай II. С большим трудом Мария Фёдоровна стояла на его коронации, сдерживая горькие слезы.
Но не успела боль утихнуть, как появилась страшная весть — любимый сын Марии Фёдоровны Георгий болен туберкулёзом. Он уехал лечиться на Кавказ, и единственной его радостью были встречи с матерью.
28 июня 1899 года он умирает по дороге в Абастуман. Во время езды на велосипеде у него случается приступ, и Георгий ложится на землю. Его находит крестьянка, которая впоследствии будет вызвана в Петергоф, чтобы сообщить безутешной матери о последних секундах жизни любимого сына.
Теперь у Марии Фёдоровны остались два сына — Николай и Михаил. Их обоих отнимет революция.
В ночь с 12 на 13 июня 1918 года Михаил Александрович будет похищен чекистами и доставлен в Пермь, где его расстреляют. Его тело не найдено и по сей день.
Мария Фёдоровна ничего не знала о младшем сыне, надеясь на лучшее. Оставаться в России было немыслимо, но она не хотела покидать её, надеясь увидеть своих сыновей.
В конце концов за ней был отправлен английский крейсер, на котором в апреле 1919 года она была эвакуирована вместе с дочерьми в Великобританию, к сестре, королеве Александре.
Николай II вместе со всей семьёй был расстрелян в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге, 17 июля 1918 года.
Получив от племянника письмо, в котором тот выражал соболезнования по поводу гибели Николая, Мария Фёдоровна отправила ответ:
«Ужасающие слухи о моем бедном любимом Ники, кажется, не являются правдой. После нескольких недель жуткого ожидания я поверила в то, что он и его семья освобождены и находятся в безопасности. Теперь, когда со всех сторон мне говорят о том, что Николай жив, должна же я надеяться, что это действительно правда. Ужасно быть отрезанным от всех любимых и даже не получать писем — единственного утешения в долгой разлуке»
До конца своей жизни она так и не поверила в гибель сыновей и внуков, запрещая служить по ним панихиды.
Накануне отплытия крейсера, когда с момента расстрела миновало восемь месяцев, Мария оставила незаконченную записку, адресованную старшему сыну Николаю:
«Конечно, нет. Прощай, мой милый. Твоя мама»
Сколько чувства в этих словах! Мария Фёдоровна пережила не только мужа и сыновей, но и страну, в которой прожила большую часть жизни.
#династия романовых #романовы #мария федоровна #императрица мария федоровна #история #российская империя