Огнедышащие драконы действительно поражают воображение, что заставляет многих писателей задумываться о том, как такое существо может извергать потоки пламени. Как совместить такую фантастическую адаптацию с биологией реальной жизни?
Большинство теоретиков отвергают идею о том, что драконы действительно выдыхают огонь через горло и легкие. Мы не можем поместить печь внутрь живого существа, не нарушая всех правил биологии. Вместо этого они склонны объяснять чудовищ как своего рода пламегаситель. Существо просто извергает горючую жидкость или газ, которые оно поджигает с помощью зубной искры.
Например, Роберт А. Хайнлайн дал именно такое объяснение в своем романе "Дорога славы" в 1963 году:
"Они точно не дышат огнем. Это бы их убило. Они задерживают дыхание во время пламени. Это болотный газ - метан - из пищеварительного тракта. Это контролируемая отрыжка, с гиперголическим эффектом от фермента, выделяемого между первым и вторым рядами зубов. На выходе газ вспыхивает пламенем"
Хайнлайн представлял себе химическую реакцию для разжигания огня дракона, а биолог Фрэнк ван Брейкелен предлагал физическую искру от кремнеподобной чешуи. Но в любом случае, как огненное дыхание может повлиять на здоровье зубов дракона?
Хотя мы предполагаем, что зубы дракона в какой-то степени устойчивы к огню, существуют пределы того, сколько тепла могут выдержать все зубы. Гипертермофилы, такие как микроорганизмы археи, могут выдерживать температуру гидротермальных источников до 230 градусов по Фаренгейту (110 градусов по Цельсию). Но драконий огонь - это совсем другой тип тепла. Древесина горит при температуре около 500 градусов по Фаренгейту (260 градусов Цельсия), а метан имеет адиабатическую температуру пламени 3 540 градусов по Фаренгейту (1 949 градусов Цельсия).
Это серьезная температура. Как же выдержат зубы?
Стоматологи иногда рассматривают воздействие огня на человеческие зубы. Как еще следователи могут понять смысл останков зубов после пожара? Как указывается в статье 2002 года в журнале "Journal of Forensic Odonto-Stomatology", человеческие зубы, подвергшиеся воздействию огня, трескаются и разрушаются при температуре от 392 до 752 градусов по Фаренгейту (200-400 градусов по Цельсию). При температуре 2 012 градусов по Фаренгейту (1 100 градусов по Цельсию) корни разрушаются, а коронка "превращается почти в пыль". Так что даже если предположить, что зубы дракона сделаны из более прочного материала, трудно представить себе зубы, способные выдержать потоки пылающего метана.
И все же, вот в чем загвоздка: для большинства позвоночных один комплект взрослых зубов не обязательно должен быть на всю жизнь. Мы - диплодонты, то есть у нас всего два последовательных набора зубов. Другие существа, например акулы, являются полифиодонтами. Они постоянно сбрасывают и отращивают зубы. Хотя слоны, ламантины и кенгуру являются единственными полифиодонтами среди млекопитающих, этот подход широко распространен среди рыб, рептилий и амфибий.
Поэтому, возможно, нам лучше рассматривать драконов как полифиодонтов, чьи зубы постоянно ломаются и отслаиваются под воздействием пламени. Затем, когда старые зубы отпадают, на их месте появляются новые, чтобы разорвать на части все еще шипящее мясо их последней жертвы.
К тому же, разве огонь Смауга не будет еще более ужасающим, если он будет полон раздробленных драконьих зубов? Лучше укрыться, гномы...